Поиск по сайту
Авторизация
|
16.02.2010
Концепция деятельности ГОУ «Архангельская областная кадетская школа-интернат»Концепция деятельности
Введение. Общепризнано, что Россия является единственным государством мира, накопившим большой опыт воспитания и образования в учебных заведениях, называемых кадетскими. Кадетские учебные заведения и отдельные классы давали глубокое образование, высокую подготовленность выпускников к дальнейшему обучению, осуществляли целенаправленную подготовку своих воспитанников к поступлению в военные училища для дальнейшей подготовки к службе в армии в качестве офицера. С течением времени система военно-подготовительных учебных заведений испытала на себе немало преобразований: менялась организационно-правовая структура, ведомственная принадлежность, цели и задачи, стоящие перед ними, содержание образования и методики преподавания. Однако всегда было велико стремление сохранить лучший опыт кадетского образования. В современной России идея возрождения кадетского образования вызвана к жизни потребностями государства и состоянием общества и органично вписывается в процесс изменений в системе образования страны, обозначенный как модернизация образования. Кадетское образование – одно из важнейших направлений развития профильной школы, реальный путь воспитания патриота, гражданина и профессионала, способного к созидательной деятельности на благо общества, во имя будущего России. Кадетская школа-интернат в системе образования, ориентирована на предоставление всестороннего развития воспитанников, общего образования и военной подготовки. Жизнь определяется особым укладом, но не военным, а военизированным укладом. Кадетская школа-интернат также решает и социальные задачи, предоставляющие возможности для получения качественного образования и обеспечивающие нормальные условия жизни детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в поддержке государства. Немаловажным является воспитание в этом учреждении таких качеств личности, которые позволят учащемуся быть не только потребителем воспитательного воздействия, но по окончании обучения в кадетском классе самому явиться воспитателем окружения, в которое он попадет. Его подготовка, убеждения, знания и умения поведения в коллективе и управления им должны позволить распространению нравственных начал на гораздо большее число молодых людей Архангельской области, чем только выпускники таких учебных заведений. В Архангельской области по инициативе губернатора Архангельской области И.Ф. Михальчука создается новое государственное образовательное учреждение «Архангельская областная кадетская школа-интернат» юридической направленности для подготовки высококультурных граждан, пригодных к служению отчизне. ГОУ «Архангельская областная кадетская школа-интернат» изначально призвана решать вопросы, связанные с начальной профессиональной подготовкой кадет и продолжением их обучения в гражданских и военных образовательных учреждениях юридической направленности. Концепция деятельности ГОУ «Архангельская областная кадетская школа-интернат» - стратегический документ, отражающий предназначение, целевые установки, идеи; направления и механизмы работы учреждения. Концепция задает общую идеологическую и методологическую рамку для дальнейшей разработки пакета документов нормативно-правового, программно-организационного и методического характера, определяющего региональную образовательную политику, стратегию и тактику развития кадетского образования. Данная концепция подготовлена на основе анализа практики кадетского образования в России и анализа образовательных учреждений Архангельской области. Нормативной основой данной концепции являются следующие документы:
Основные положения кадетского образования
1. ГОУ «Архангельская областная кадетская школа-интернат» предназначена для:
2. Деятельность ГОУ «Архангельская областная кадетская школа-интернат» осуществляется в режиме «школы полного дня». Кадетам и учащимся других образовательных учреждений предоставляется возможность получения дополнительных образовательных услуг. 3. ГОУ «Архангельская областная кадетская школа-интернат» является областным, научно-методическим центром для специалистов образовательных учреждений и студентов ПГУ им. М.В. Ломоносова. 4. Взаимодействие ГОУ «Архангельская областная кадетская школа-интернат» с высшими учебными заведениями Архангельской области и Российской Федерации, учреждениями дополнительного образования детей (ОЦДО и др.) обеспечит сочетание гуманистической и академической направленности образования. Цель и образовательные задачи. 1. Основная цель ГОУ «Архангельская областная кадетская школа-интернат»: интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. 2. Образовательные задачи:
Модель построения образовательного процесса в
Основной педагогической идеей «Архангельской областной кадетской школы-интернат» является проектирование и развитие ранней профессиональной подготовки кадет. Образовательный процесс строится на принципах культуросообразности и гуманизации, предполагает опору на исторический опыт и культуру Архангельской области. Основными принципами построения образовательного процесса в ГОУ «Архангельская областная кадетская школа-интернат» являются:
Контингент учащихся:
Преимущественным правом при зачислении пользуются:
Прием учащихся осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) и на конкурсной основе (итоги обучения, портфолио достижений, рекомендательные письма). Обучение кадетов 5 – 9 классов - Формирование классных коллективов (отделений): при изучении отдельных предметов возможна дифференциация по половому признаку. - Традиционное построение учебного процесса: продолжительность учебного года - 34 недели (4 четверти); продолжительность учебной недели - 6 дней; продолжительность учебных занятий - 45 минут. - Изучение общеобразовательных предметов в соответствии с интересами и способностями учащихся. - Организация предпрофильной подготовки учащихся в 8 и9 классе (в т.ч. выявление образовательных потребностей и интересов учащихся, их возможностей и склонностей). - Организация дополнительного образования (инвариативной и вариативной с учетом дифференциации по полу). - Формы получения дополнительного образования: учебные занятия, групповые и индивидуальные проекты и исследования; творческие мастерские и др. Обучение кадетов 10 – 11 классов - Организация обучения кадетов в профильных классах военной и юридической направленности.
Воспитание кадетов Приоритетность воспитания - на культурно-образовательную и ценностно-смысловую среду учреждения, насыщенную общечеловеческими нормами морали, заповедями и традициями, символами и ритуалами патриотического смысла. Уникальность кадетского воспитания заключается в совокупности реализуемых идей и специфических особенностей, среди которых:
Приоритетными направлениями в воспитательной работе кадетской школы-интернат являются: 1.Патриотическое воспитание. Цель: воспитание чувства патриотизма, которое нашло бы отражение в моральном сознании молодого человека и в содержании моральных требований, затрагивающих вопросы отношения к общественной и политической деятельности, отношения к природе, семье, другим людям и т.д. 2. Гражданско-правовое воспитание. Цель: формирование национального самосознания, гражданственности, уважения законности и правопорядка, внутренней свободы и чувства собственного достоинства; ориентация личности кадета на гуманистические установки и смысложизненные ценности в новых социально-политических и экономических условиях, определение своего места и целей жизнедеятельности. 3. Духовно-нравственное воспитание. Цель: формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей; воспитание потребностей кадетов к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексу профессиональной воинской чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп. 4. Спортивно-оздоровительное воспитание. Цель: формирование потребности в соблюдении здорового образа жизни и развитие физической культуры. 5. Художественно-эстетическое воспитание. Цель: формирование эстетических ценностей и вкуса, стремление к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества; воспитание адекватной самооценки результатов своей деятельности; выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических особенностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию. Требования к ресурсному обеспечению деятельности школы Гигиенические требования: Данные о состоянии здоровья учащихся. Учебная нагрузка, предполагающая дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении. Кадровое обеспечение - укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию, способными к инновационной профессиональной деятельности, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования и самообразования. Требования к профессионализму педагогов: 1. Компетентность в мотивации учебной деятельности кадета. 2. Компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного предмета и учебного материала конкретного урока. 3. Компетентность в вопросах понимания кадета, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении. 4. Компетентность в предмете преподавания. 5. Компетентность в разработке и реализации образовательных программ. 6. Коммуникативные навыки и информационная культура, в т.ч. опыт создания электронных образовательных ресурсов. 7. Компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной задаче. 8. Высокая степень самоорганизации и мотивация на непрерывное самообразование и образование. 9. Здоровый образ жизни. Финансово-экономическое обеспечение - финансирование кадетской школы-интернат осуществляется на принципах нормативного финансирования. В связи с особенностью работы кадетской школы-интернат в режиме школы полного дня занятия, проводимые во второй половине дня, имеют смешанные источники финансирования:
Материально-техническое и учебно-материальное обеспечение соответствует действующим Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.1178-02 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 декабря 2002г., регистрационный № 3997). Приведение материально-технической базы учреждения кадетского образования в соответствие с предъявляемыми требованиями, нормативами и необходимым для решения поставленных целей и задач. Требования к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования. Обеспечение:
Соответствие учебно-материальной базы школы-интерната требованиям нормативных документов федерального и регионального уровней, регламентирующих создание информационно-предметной среды обучения и жизнедеятельности учащихся, с учетом достижения целей, устанавливаемых государственным образовательным стандартом в плане качества и эффективности учебно-воспитательного процесса (Перечни рекомендуемой учебной литературы и списки цифровых образовательных ресурсов, перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений общего образования, требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений, критерии оценки условий получения общего образования и др.). Информационное обеспечение - обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. Приложение 1 Пространственно-предметная структура
Число учащихся 240, в т.ч. 5 кл. - 40 чел. (2 параллели); 6 кл. - 40 чел. (2 параллели); 7 кл. - 40 чел. (2 параллели); 8 кл. - 40 чел. (2 параллели); 9 кл. - 40 чел. (2 параллели), 10 кл. – 20 чел.; 11 кл. – 20 чел. Состав и площади помещений, материальная среда архитектурного пространства школы должны обеспечивать:
Структурной единицей в школе является «класс-кабинет» (дом) для каждого класса, что обеспечивает комфортные гигиенические условия: индивидуальную мебель - свое рабочее место, привычный индивидуальный (для класса) интерьер, как информационную среду, возможность в классе держать часть книг, спортивный инвентарь, проводить классные занятия, исключить частые перемещения по школе и т.д. В классе-кабинете проводятся занятия по изучению русского языка и литературы, математики, обществознания, естествознания. В класс-кабинет транспортируются необходимые учебные пособия и ТСО. Для индивидуальной и групповой работы - дополнительные рабочие комнаты, ресурсные центры и комплексы (лаборатория - практикум - лаборантская), специализированные кабинеты. Для поточных занятий предусматриваются лекционные аудитории. Помещения общего назначения (столовая, спортивный зал, библиотечно-информационный центр, актовый зал и др.) Для дифференцированного обучения используются помещения вузов, учреждений дополнительного образования. Для дополнительных занятий помещения центров и учреждений дополнительного образования г. Архангельска. Проживание кадетов в общежитии. Помещения для организации жизнедеятельности
Помещения для организации жизнедеятельности
Помещения общего назначения
Помещения общежития на 100 мест
В образовательном процессе дополнительно используются: свои лаборатории и помещения учреждений среднего и высшего образования г. Архангельска. Дополнительное образование по развитию художественного и технического творчества, биологической и опытнической деятельности, физической культуре, спорту и т.д. используются возможности ОЦДО, музыкальной школы, ДЮСШ №2,5 и других учреждений дополнительного образования. ИНВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТОСТИ КАДЕТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТОСТИ КАДЕТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для девочек
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТОСТИ КАДЕТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для мальчиков
|