Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Информация
АО ИОО
Официальная символика
Официальная символика

Яндекс.Метрика
07.11.2012

Примерное описание “Урока Миротворчества” в рамках пост-проектной деятельности по завершении волонтёрского проекта “Миротворческий обоз-2” в честь будущего 100-летнего юбилея Нобелевского лауреата премии мира Менахема Бегина

as of October 13, 2012

1. Представление.

Ведущий Урока – куратор волонтёрских проектов Вадим Александрович Михайлов – поясняет название проводимого мероприятия, уточняется его связь с реализованным волонтёрским проектом “Миротворческий обоз-2” в честь предстоящего 100-летия со дня рождения Нобелевского лауреата премии мира Менахема Бегина (будет отмечаться 16.08.2013).

Затем ведущий представляется: уроженец г. Северодвинска Архангельской области, выпускник Архангельского государственного педагогического института им. М.В. Ломоносова, в настоящее время проживает в Подмосковье, работает специалистом по связям с общественностью ООО “Центр Инженерных Геотехнологий” в г. Видное Московской области.

Ведущий также акцентирует, что его мама – Елена Нафановна Михайлова, коми по национальности, родилась в 1929 году в селе Сизябск Ижемского района Коми АССР, расположенное примерно в 150 км от железнодорожной станции Кожва Печорского района, на которую прибыл в 1941 году для отбытия наказания в Печорлаге Менахем Бегин (позднее он описал этот период своей жизни в воспоминаниях под названием “В белые ночи”).

2. Ответное представление.

По предварительной договорённости (через педагогов школы) кто-либо из учащихся представляет для ведущего краткий устный рассказ о школе и/или населённом пункте, где проводится конкретное мероприятие.

3. Вступление.

Ведущий излагает основные вехи начала жизненного пути Менахема Бегина, в т.ч.:

  • родился 06.08.1913 в г. Брест-Литовск, входившем тогда в состав Российской империи (ныне г. Брест в Республике Беларусь);
  • в 1931-1935 гг. учился в Варшавском университете на юридическом факультете (окончил со степенью магистр права); в период учёбы и по её окончании принимает активное участие в деятельности молодёжной еврейской организации “Бейтар”;
  • в 1939 г. после нападения гитлеровской Германии на Польшу уходит пешком из Варшавы в Вильнюс, продолжает заниматься общественной деятельностью на территории Литвы;
  • в сентябре 1940 г. был арестован органами НКВД в Вильнюсе, в течение многих месяцев содержится в тюрьме ЛУкишки под следствием, в итоге был осуждён к 8 годам трудовых лагерей как социально опасный элемент;
  • в июне 1941 г. вместе с другими заключёнными отбывает в северо-восточном направлении, в дороге узнаёт о нападении гитлеровской Германии на СССР, прибывает на железнодорожную станцию Кожва для отбытия наказания, участвует в строительстве моста через реку Печора и продолжения железной дороги от реки Печора на Воркуту;
  • в сентябре 1941 г. – освобождается по амнистии (все польские граждане подлежали освобождению после восстановления дипломатических отношений между СССР и правительством Польши в изгнании для последующего вступления в создаваемое польское воинское формирование – армию Андерса), прибывает в г. Бузулук (Оренбургская область), где вступает в формирующуюся армию Андерса.

В последующем М. Бегин – принимает самое деятельное участие в борьбе за создание Государства Израиль; с 1948 года – руководитель политической партии “Херут”; в течение 29 лет оставался лидером оппозиции; на парламентских выборах в Кнессет в 1977 г. возглавил блок “Ликуд” и после победы блока впервые возглавил правительство Израиля; в 1978 -1979 гг. вместе с египетским президентом Анваром Садатом подписывает Кэмп-Дэвидские соглашения и египетско-израильский мирный договор; в 1978 году вместе с А. Садатом становится Нобелевским лауреатом премии мира; остаётся премьер-министром до ухода в отставку в 1983 г.; уходит из политики и остаётся частным лицом до своей смерти 09.03.1992 г.

Далее перечисляются реализованные шаги по увековечению памяти М. Бегина в разных странах:

  • в Израиле в 2004 г. был создан Мемориальный центр Менахема Бегина; в 2012 г. во всех школах страны в связи с 20-летием его смерти прошли “Уроки Бегина”;
  • в Бресте в 2005 г. была открыта мемориальная доска в честь уроженца г. Брест-Литовск М. Бегина (ул. Куйбышева, д. 49);
  • в Варшаве в здании Варшавского университета, где находится Auditorium Maximum, несколько лет назад была открыта мемориальная доска в честь выпускника Варшавского университета М. Бегина;
  • в Вильнюсе – 24.09.2012 – была также открыта мемориальная доска М. Бегину;
  • возможно, что в оставшееся до 100-летнего юбилея М. Бегина время будут открыты другие мемориальные знаки ещё в нескольких местах.

В заключение вступительной части сообщается общая информация о целях, маршруте и технологии реализации проекта “Миротворческий обоз-2”: было выполнено аналоговое повторение перемещения М. Бегина в начальные десятилетия его жизни по маршруту: Брест – Варшава (2 человека / на поездах): Варшава – Вильнюс (2 человека / пешком); Вильнюс – железнодорожная станция Кожва (1 человек /на поездах).

4. Опросная часть.

Ведущий сообщает, что Нобелевские премии мира как одна из разновидностей Нобелевских премий присуждаются за достижения в области укрепления мира начиная с 1901 года.

Согласно завещанию Альфреда Нобеля от 27.11.1895 в части, касающейся премии мира, она вручается

QUOTE

“the person who shall have done the most or the best work for fraternity between nations, for the abolition or reduction of standing armies and for the holding and promotion of peace congresses”.

END QUOTE

За период с 1901 по 2012 г. (имя очередного лауреата Нобелевской премии мира -- за 2012 год - было объявлено 12.10.2012), т.е. в течение 112 лет Нобелевская премия присуждалась 93 раза (в 19 случаях, в т.ч. в 1914-1916 и 1918 гг., а также в 1939-1943 гг. – не присуждалась) 125 лауреатам, в т.ч. 101 раз – индивидуальным лауреатам и 24 – организациям-лауреатам.

С учётом того, что в разные годы Нобелевские премии мира несколько раз присуждались двум одним и тем же организациям:

1/ Международный комитет Красного Креста (трижды);

2/ Служба верховного комиссара ООН по делам беженцев (дважды),

то в итоге получателями Нобелевской премии мира являются за указанный период 101 индивидуальный лауреат и 21 организация-лауреат.

Затем учащимся предлагается сделать правильное соотнесение конкретных Нобелевских лауреатов премии мира (могут быть предъявлены соответствующие материалы для показа: фотографии и т.п.) и реальных исторических периодов (в разрезе десятилетий, например, 1900-е годы, 1910-е годы и т.д.), к которым относится соответствующее награждение (задание выполняется без предварительной подготовки).

(Далее лауреаты - в разрезе десятилетий – приводятся в хронологическом порядке, но для учащихся они представляются в произвольном порядке)

А/ Международный комитет Красного Креста – несколько раз (ответ: 1910-е; 1940-е; 1960-е), а именно:

за 1917 г. - “За деятельность по улучшению положения военнопленных”;

за 1944 г. (присуждена в 1945 г.) - “своей деятельностью в годы войны вернул значение основополагающим принципам солидарности человечества, отождествив жизненные интересы народов и потребность в примирении”;

за 1963 г. – “В сотую годовщину своего существования” (основан в 1863 г.).

Б/ Фритьоф Нансен (ответ: 1920-е), а именно:

норвежский полярный исследователь как верховный комиссар Лиги Наций по вопросам беженцев внёс существенный вклад в налаживание связей Европы и Советской России, оказание помощи голодающим Поволжья;

за 1922 год - “За многолетние усилия по оказанию помощи беззащитным” = за свою работу по репатриации и натурализации лиц, перемещённых в результате Первой мировой войны, и урегулированию связанных с этим конфликтов - важнейшей его инициативой были Нансеновские паспорта, позволявшие беженцам без гражданства найти приют в других странах.

В/ Карл фон Осецкий (ответ: 1930-е), а именно:

немецкий пацифист, антифашист;

за 1935 г. – “За борьбу с милитаризмом в Германии” (не смог получить премию, т.к. находился в момент присуждения в тюремной больнице).

Г/ Альберт Швейцер (ответ: 1950-е), а именно:

родившийся в Эльзасе (прежде – Германия нынче – Франция) врач, богослов, философ, музыкант; в местечке Ламбарене (прежде - французская колония, сейчас - Республика Габон) на собственные скромные средства основал больницу;

за 1952 год – “За миссионерскую деятельность” (на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных; основана им больница существует до сих пор и по-прежнему принимает всех нуждающихся в помощи).

Д/ Мартин Лютер Кинг (ответ: 1960-е), а именно:

известный темнокожий проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США;

За 1964 г. – “За деятельность в пользу равноправия темнокожих”.

Е/ Мать Тереза Калькуттская (ответ: 1970-е), а именно:

католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации (объединения) “Сестры-Миссионерки Любви” (в Калькутте – Индия), деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания;

за 1979 г. – “Как утверждающая мир в самой важной сфере, защищая неприкосновенность человеческого достоинства” (в настоящее время основанная ею монашеская конгрегация имеет свыше 400 отделений и более 700 домов милосердия в более чем 100 странах мира; её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и в экономически неблагополучных регионах).

Ж/ Лех Валенса (ответ: 1980-е), а именно:

электрик по профессии, польский политический деятель, активист и защитник прав человека, прежний руководитель независимого профсоюза “Солидарность”, Президент Польши в 1990-1995 гг.;

за 1983 год – “Как борец за права человека”.

З/ Нельсон Мандела (1990-е), а именно:

один из самых известных активистов в борьбе за права человека в период существования апартеида (27 лет сидел в тюрьме), первый чернокожий президент ЮАР в 1994-1999 гг.;

за 1993 г. – “За их работу над мирным окончанием режима апартеида, и за подготовку основы для новой демократии в Южной Африке” + со-получатель Фредерик Виллем де Клерк, Президент ЮАР в 1989-1994 гг.

5. Содержательная часть.

По выбору ведущего урока для рассказа учащимся могут быть предложены один или несколько конкретных информационных блоков.

Они посвящены истории Нобелевской премии и отдельным Нобелевским лауреатам премии мира, а также проекту Миротворческий обоз-2", в частности:

А/ История появления Нобелевского премиального фонда:

Можно отметить тот факт, что Альфред Нобель был шведским учёным-химиком, инженером, изобретателем динамита.

Являясь обладателя патента на динамит (смесь нитроглицерина со способными впитывать его веществами), Альфред вместе со своими братьями организовал производство этого взрывчатого вещества на заводе в Баку, которое продавалось, в том числе, царскому правительству для использования при рытье каналов.

В результате Альфред Нобель накопил значительное состояние.

Согласно подписанному им 27.11.1895 (как оказалось, чуть более за год до своей смерти – 10.12.1896) завещанию большая часть его состояния должна была пойти на учреждение премии его имени, присуждаемой вне зависимости от национальности по пяти направлениями: по физиологии и медицине, по химии, по физике, по литературе, за содействие установлению мира во всём мире.

Считается, что определённая доля в базовой части фонда Нобелевской премии, составившей по состоянию на 1900 год сумму в 31,6 миллиона шведских крон (сегодняшний эквивалент равен 1,65 млрд. шведских крон или при нынешнем курсе около 247,5 млн. долларов США), имеет российское происхождение.

(Справочно: В настоящее время (2009 г.) капитал фонда равен 3 млрд. 112 млн. шведских крон (примерно 450 млн. долларов США), а размер премии составляет 10 млн. шведских крон, что примерно эквивалентно 1,4 млн. долларов США).

Б/ Сотнесённость между нынешней Нобелевской премией и званием “иностранного" или “почётного" члена Шведской королевской академии наук, которое в 1760 году было присуждено российскому учёному-энциклопедисту М.В. Ломоносову:

Можно привести в порядке примера присланный из архива Шведской королевской академии наук скан благодарственного письма М.В. Ломоносова учёному секретарю академии на латинском языке.

В/ В дополнение к поименованным в опросной части 4 Урока Нобелевским лауреатам премии мира:

Международный комитет Красного Креста, Фритьоф Нансен, Карл фон Осецкий, Альберт Швейцер, Мартин Лютер Кинг, Мать Тереза Калькуттская, Лех Валенса, Нельсон Мандела

может быть приведена информация о некоторых других лауреатах:

за 1962 г. - Лайнус Карл Полинг, американский химик, кристаллОграф, также лауреат Нобелевской премии мира по химии (за 1954 год), автор текста проекта документа о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере (позднее лёг в основу подписанного 05.08.1963 в Москве тремя государствами - СССР. США. Великобританией - Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой) – “Как автор проекта договора о запрещении ядерных испытаний”;

- за 1970 г. – Норман Эрнест Борлоуг, американский агроном, создатель новых высокоурожайных сортов пшеницы, риса, кукурузы для латиноамериканских, ближневосточных и африканских стран – “За вклад в решение продовольственной проблемы, и особенно за осуществление “зелёной революции”;

за 1989 г. - XIV-й Далай-лама, духовный лидер буддистов – “За неустанную проповедь добросердечия, любви и терпимости в отношениях между отдельными людьми, сообществами и народами”;

6/ Практическая часть (интерактивный формат).

К доске вызываются по очереди ученики, которым предлагается провести раскладку так называемого “Нобелевского досье", когда каждый из учащихся:

- достаёт из папки по одному листу со сведениями о конкретном Нобелевском лауреате (по физике, по химии, по физиологии или медицине, по литературе, за содействие установлению мира во всём мире, премия памяти Нобеля по экономике) – из числа наших соотечественников или родившихся на территории Российской империи и СССР,

- даёт пояснения,

- приводит дополнительную информацию по соответствующему лауреату сам или в ответах на вопросы ведущего.

В состав “Нобелевского досье" могут быть включены материалы о следующих лауреатах (ВЫБОРОЧНО):

Общий итог: 20 лауреатов / 16 премий (* помечены лауреаты, родившиеся на территории Российской империи или СССР, а также те, которые на момент вручения премии не имели гражданства СССР или РФ).

А/ По физиологии или медицине (1904/1; 1908/1 = 2 лауреата / 2 премии):

за 1904 г. – Иван Петрович Павлов, русский ученый-физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения – “за классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения” = "in recognition of his work on the physiology of digestion, through which knowledge on vital aspects of the subject has been transformed and enlarged" / the first Nobel Prize winner in theoretical medicine.

Эксперименты, касающиеся пищеварительной системы, привели к открытию условных рефлексов.

Мастерство Павлова в хирургии было непревзойденным. Он настолько хорошо владел обеими руками, что никогда не было известно, какой рукой он будет действовать в следующий момент;

за 1908 г. – Илья Ильич Мечников, русский эмбриолог, бактериолог и иммунолог, совместно с немецким учёным Паулем Эрлихом – “за труды по иммунитету” ="in recognition of their work on immunity".

Наиболее важный вклад учёного в науку носил методологический характер: цель ученого состояла в том, чтобы изучать “иммунитет при инфекционных заболеваниях с позиций клеточной физиологии”.

Имя Мечникова связано также с популярным коммерческим способом изготовления кефира.

Б/ По химии (1911/1=Царство Польское – Российская империя; 1956/1; итог: 1 лауреат / 1 премия):

за 1911 г. - Мария Склодовская-Кюри*, родилась в Варшаве (в составе Российской империи), польско-французский учёный-экспериментатор (физик, химик), педагог, общественный деятель – “за выдающиеся заслуги в развитии химии: открытие элементов радия и полония, выделение радия и изучение природы и соединений этого замечательного элемента” = "in recognition of her services to the advancement of chemistry by the discovery of the elements radium and polonium, by the isolation of radium and the study of the nature and compounds of this remarkable element".

Она также является лауреатом Нобелевской премии по физике за 1903 г. - в знак признания совместных исследований явлений радиации, открытых профессором Анри Беккерелем и Пьером Кюри, а также первым дважды лауреатом Нобелевской премии;

за 1956 г. – Николай Николаевич Семёнов, советский физико-химик, один из основоположников химической физики - совместно с английским физико-химиком Сирилом Норманом Хиншелвудом -- “за исследования в области механизма химических реакций” = “fortheirresearchesintothemechanismofchemicalreactions”.

Учёный доказал, что многие химические реакции, включая реакцию полимеризации, осуществляются с помощью механизма цепной или разветвленной цепной реакции. Теория открыла возможность решить главную проблему теоретической химии – связь между реакционной способностью и структурой частиц, вступающих в реакцию.

В/ По физике (1958/3; 1962/1; 1964/2; 1978/1; 2000/1; 2003/2; 2010/1; итог: 11 лауреатов / 7 премий):

за 1978 г. – Пётр Леонидович Капица, советский инженер, физик, академик АН СССР, видный организатор науки в СССР – “за его базовые исследования и открытия в физике низких температур” = “for his basic inventions and discoveries in the area of low-temperature physics”.

Вершиной его творчества в области физики низких температур явилось открытие сверхтекучести жидкого гелия и создание необычайно производительной установки для сжижения гелия. В 1945 году был смещен с поста директора Института физических проблем и в течение восьми лет находился под домашним арестом.

(Также в 1978 половину Нобелевской премии по физике получили американские астрофизики Роберт Вудро Вильсон и Арно Пензиас – “за открытие космического микроволнового фонового излучения”);

за 2000 г. – ЖоресИвановичАлфёров, советский и российский физик – "for basic work on information and communication technology":

1/2 – “за разработки полупроводниковых гетероструктур, используемых в высокочастотных схемах и оптоэлектронике” ="for developing semiconductor heterostructures used in high-speed- and opto-electronics" – совместно с немецким физиком Герьертом Крёмером;

1/2 - американский учёный Джек Килби – “за личный вклад в изобретение интегральной схемы” ="for his part in the invention of the integrated circuit".

Исследованиями Ж. И. Алфёрова фактически сформировано новое направление – физика гетероструктур, электроника и оптоэлектроника. Солнечные батареи на основе гетероструктур были созданы ещё в 1970 году.

Г/ По литературе (1905/1=Царство Польское – Российская империя; 1933/1= б/г; 1958/1; 1965/1; 1970/1; 1978/1=США; итог: 3 лауреата/3 премии):

за 1965 г. – Михаил Александрович Шолохов, русский советский писатель и общественный деятель – “за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время” = “for the artistic power and integrity with which, in his epic of the Don, he has given expression to a historic phase in the life of the Russian people".

По оценке американского исследователя Эрнеста Симмонса, первоначальный вариант романа “Тихий Дон” – “это великая и вместе с тем трогательная история любви, быть может, единственный настоящий любовный роман в советской литературе”;

за 1987 г. – Иосиф Александрович Бродский*, русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик – “за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии” ="foranall-embracingauthorship, imbuedwithclarityofthoughtandpoeticintensity".

Покинув школу, занимался самообразованием. Ранние стихи привлекли внимание маститых поэтов, Ахматова посвятила ему книгу. Был осуждён “за тунеядство”, спустя несколько лет вынужденно покинул Советский Союз.

В своём творчестве утверждал важность непреходящих эстетических ценностей и в открытии заново этих ценностей видел величайшую задачу своего поколения.

Д/ Нобелевские премии мира (1975/1, 1990/1; итог: 2 лауреата / 2 премии):

за 1975 г – Андрей Дмитриевич Сахаров, советский физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы, впоследствии — общественный деятель и диссидент, правозащитник и борец за права человека; народный депутат СССР - “за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства”.

Как учёный он много сделал как для развития ядерного оружия, так и для использования силы атома в мирных целях.

Е/ C 1969 г. - Премии памяти Нобеля по экономике (1973/1=США; 1975/1; итог: 1 лауреат / 1 премия):

за 1975 г. – Леонид Витальевич Канторович, советский математик и экономист, пионер и один из создателей линейного программирования – “за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов” = “for their contributions to the theory of optimum allocation of resources" - совместно с американским экономистом Тьяллингом Чарлзом Купмансом.

Метод Канторовича, разработанный для решения проблем, связанных с производством фанеры, и известный сегодня как метод линейного программирования, нашел широкое экономическое применение во всем мире.

7/ Голосовательная часть (интерактивный формат)

По выбору ведущего урока учащимся может быть предложено выразить свою позицию в рамках так называемого рейтингового голосования.

Учащимся можно предложить определиться по возможным кандидатурам из числа ушедших из жизни наших соотечественников для воображаемого номинирования на Нобелевскую премию Мира (список предлагается ведущим урока, но может быть дополнен его участниками, при этом голосовать можно за несколько кандидатур).

Предварительно необходимо пояснить, что решение о присуждении именно Нобелевских премий мира принимается только в отношении являющихся живыми кандидатов на дату объявления соответствующего решения.

Возможные для голосования кандидатуры:

- Лев Николаевич Толстой, русский писатель, автор романа “Война и мир” (создан в 1863 - 1869 гг.);

- Николай Константинович Рерих, инициатор “Пакта Рериха” – проекта Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (1929), подписан в 1935 г.;

- Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт.

8/ Разрядочная часть (факультативно)

При возможности и при наличии времени можно рассказать учащимся о некоторых запомнившихся интересных или необычных моментах проекта “Миротворческий обоз-2”, например, об увиденном в начале сентября в Республике Коми, что необычно для данного времени, северном сиянии.

9/ Заключительная часть

Ведущий подводит итоги Урока, благодарит учащихся за участие и при возможности вручает наиболее отличившимся из них при ответах на вопросы и при раскладке “Нобелевского досье" памятные сувениры.

Сообщается, что информация о проведённом мероприятии в виде путевой заметки с указанием отличившихся учащихся будет размещена в ЖЖ на http://mb16081913.livejournal.com