Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Информация
АО ИОО
Официальная символика
Официальная символика

Яндекс.Метрика
29.12.2009

Проект инструктивно-методического письма Министерства образования и науки РФ «о реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»...

Проект инструктивно-методического письма Министерства образования и науки РФ
«О реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»

Настоящее письмо развивает и дополняет основные положения Письма Минобразования России от 13.11.2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования», с учётом образовательной практики регионов РФ, складывающейся по мере перехода общеобразовательных школ на предпрофильную подготовку и профильное обучение.

Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки – учебные предметы по выбору учащихся 9-х (8-9-х) классов основной школы из компонента образовательного учреждения [1] (в учебном плане расположены за пределами обязательной учебной нагрузки).

Элективные учебные курсы профильного обучения – обязательные учебные предметы по выбору учащихся старшей школы из компонента образовательного учреждения [2] .

Элективные курсы являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы образовательного процесса основной и старшей школы, обеспечивающими успешное профильное и професиональное самоопределение обучающихся.

Самоопределение - процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.

Профильное самоопределение - самоопределение учащихся в отношении продолжения образования на этапе перехода от унифицированного к вариативному (профильному) образованию.

Профессиональное самоопределение - самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в контексте социализации личности в результате анализа человеком своих внутренних ресурсов, в том числе и своих способностей, и соотнесение их с требованиями профессии.

Основные виды элективных учебных курсов предпрофильной подготовки.

Ориентационныеэлективные курсы – создаются для оказания помощи учащемуся в его профильном профессиональном и социальном самоопределении, помогают ему увидеть многообразие видов деятельности; оценить собственные способности, склонности и интересы и соразмерить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда; выстроить, в первом приближении, проект своей профессиональной карьеры; помогают освоить технологию выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.

Пробные элективные курсы - создаются для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения, связанного с определенным типом и видом профессиональной деятельности. Имеют два подвида:

· предметно-ориентированные пробы: дают возможность апробировать разное предметное содержание с целью самоопределения; проверяют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; создают условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профиля);

· профессиональные пробы ориентированы на знакомство с различными типами и видами профессиональной деятельности, выход на которые имеют различные профили обучения. Например, в естественных науках это курсы, связанные с практическим экспериментированием; в гуманитарных областях - работа с архивными документами, оригинальными текстами, в лингвистике – с аспектным переводом и пр. Профессиональные пробы могут также проводиться на базе предприятий (организаций, учреждений) – социальных партнёров школы. В практике ряда общеобразовательных школ разработаны и реализуются такие профессиональные пробы, проводимые на базе различных типов предприятий, организаций и учреждений).

Основные виды элективных учебных курсов профильного обучения.

Предметные элективные курсы решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный Учебный план школы, в том числе:

· элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение предмета (могут иметь как тематическое, так и временное согласование с профильным учебным предметом);.

· элективные спецкурсы, в которых углублено изучаются отдельные разделы профильного учебного предмета;

· элективные спецкурсы, в которых расширенно или углубленно изучаются отдельные разделы базового курса, не входящие в обязательную программу и др.

Особую группу предметных элективных курсов составляют репетиционные элективные курсы, задачами которых может являться:

· ликвидация имеющихся «пробелов в знаниях» старшеклассника по предметам избранного профиля за предыдущие годы;

· подготовка к сдаче ЕГЭ по предметам на базовом уровне в отдельных, наиболее сложных частях программы.

Введение элективных курсов, нацеленных на подготовку к сдаче ЕГЭ по предметам на профильном уровне, не допускается, поскольку данной цели служат профильные (или углублённые) учебные предметы.

Межпредметные и надпредметные элективные курсы выполняют функции общекультурного развития и удовлетворение интересов учащихся к различным областям знаний, отстутставующих в традиционном учебном плане (например: «Шедевры мирового кинематографа», «История делового костюма» и др.).

Прикладные элективные курсы имеют своей целью обеспечить знакомство учащихся с важнейшими применениями знаний по предмету на практике, развитие интереса учащихся к современной профессиональной деятельности. Среди них особую роль играют социальные практики. Социальная практика - внеурочная форма организации образовательной деятельности учащихся в форме социально значимой деятельности определённой профильной направленности, нацеленная на решение задач их профильного и профессионального самоопределения посредством приобретения и осмысления социального опыта. Условием организации социиальной практики является наличие партнёрских отношений между школой и предприятиями (учреждениями, организациями) экономической и социальной сферы. В практике работы российских школ реализуются социальные практики, предполагающие участие учащихся:

· в волонтёрских движениях и патронате (совместное с социальными работниками осуществление посильной помощи представителям социально не защищенных слоёв населения);

· в благоустройстве и озеленении города, орайона;

· в мероприятиях по поддержанию и функционированию учреждений культуры и спорта;

· в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования;

· в детских и молодежных общественных объединениях и организациях по реализации социальных программ, проектов, акций и других инициатив, имеющих социально значимую ценность.

Социальные практики могут быть реализованы не только в форме элективных курсов профильного обучения, но и в системе дополнительного образования учащихся, во внеклассной деятельности и др.

Оценка качества и утверждение программ элективных учебных курсов.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов [3] .

Использование программ элективных учебных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает обязательное проведение следующих процедур: согласование программ на школьных методических объединениях, внутреннее рецензирование, рассмотрение (согласование) программ элективных учебных предметов на методическом или педагогическом совете школы; утверждение директором школы; внешнее рецензирование, если программа авторская.

В ходе внутреннего рецензирования, которое проводят наиболее квалификцированные учителя школы, оценивается: степень новизны для учащихся; мотивирующий и развивающий потенциал программы; здоровьесберегающие характеристики; полнота содержания; связность и систематичность изложенного материала; соответствие содержания элективного курса общей направленности профиля; методы обучения; система оценивания и зачёта результатов освоения программы элективного курса; реалистичность с точки зрения ресурсов; формальная структура программы.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективных курсов широко освещается в предметных научно-методических журналах («Математика в школе», «Биология в школе», «Физика в школе» и других), а также в учрежденном Российской академией образования журнале «Профильная школа».

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях различных регионов России разработано и используется множество элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения, претендующих на статус авторских и обладающих различным качеством. В связи с этим рекомендуется:

· организовать экспертизу программ элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения, разработанных в регионе, на муниципальном уровне (силами муниципальных или сетевых экспертных комиссий) и, при необходимости, на региональном уровне;

· сформировать общедоступные муниципальные и региональные банки данных программ элективных курсов, разработанных и используемых в регионе и прошедших муниципальную (региональную) экспертизу.

Организация ведения элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Элективные курсы могут иметь различный объем: от 12-20 до 68-70 и более часов. Рекомендуемый объем элективного учебного предмета 34-68 часов.

В ходе предпрофильной подготовки ориентационные элективные курсы изучаются в течение учебного года; пробные элективные курсы – как правило, в течение одной четверти. Элективные курсы профильного обучения могут иметь продолжительность от одной четверти до двух лет.

Школа должна обеспечить школьникам реальную возможность выбора элективных курсов.

Набор обучающихся на элективные учебные курсы осуществляется с помощью анкетирования. На основании анкетирования формируются группы для изучения элективных учебных предметов.

Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть образования в профильной школе, требует новых подходов к их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективных курсов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Они предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Как правило, крайне нежелательным является организация ведения предпрофильных и профильных элективных курсов (исключая репетиционные) на основе вербальных методик и репродуктивных методов обучения. Практика показывает, что наиболее эффективными для элективных курсов являются следующие педагогические технологии:

· Технология учебных проектов. Учебный проект - метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении; самостоятельная продуктивная или исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Основной тип учебного проекта - практико-ориентированный. Критерии оценки учебного проекта: актуальность и социальная значимость проблемы, на разрешение которой направлен проект; глубина изучения проблемы; наличие и качество практического результата, нацеленного на решение проблемы.

· Технология учебного исследования. Главная особенность исследовательской деятельности – это созданный интеллектуальный продукт, устанавливающий конкретную (научную) истину в ходе реализации определённых исследований и представленный в стандартном, заранее согласованном виде. Основные критерии оценки учебного исследования: научная значимость темы; обоснованность выбора методов исследвания и грамотность их использования; глубина и грамотность анализа полученых результатов.

· Другие соврременные педагогические технологии, ориентированные на активную деятельность учащегося и субъект-субъектное взаимодействие (игровые, тренинговые и др.).

Оценивание учебных достижений при освоении элективных курсов рекомендуется осуществлять в соответствии с положениями, изложенными в Инструктивно-методическом письме «Об оценивании совокупности индивидуальных образовательных достижений учащегося старшей школы».



[1] В соответствии с ФЗ-309, при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения понятие «компонент образовательного учреждения» утрачивает свою силу, в связи с чем элективные курсы становятся элементом вариативной части учебного плана.

[2] В соответствии с ФЗ-309, при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения понятие «компонент образовательного учреждения» утрачивает свою силу, в связи с чем элективные курсы становятся элементом вариативной части учебного плана.

[3] Ст. 32, п.7 Закона об образовании РФ.