Поиск по сайту
Авторизация
|
29.12.2009
Вопросы и ответы об использовании в образовательном процессе федерального базисного учебного плана 2004 года
Вопросы и ответы об использовании в образовательном процессе федерального базисного учебного плана 2004 года
Где взять рабочие программы по предметам базисного учебного плана 2004 г.?
Ориентиром для составления рабочих программ, а также тематического планирования являются примерные программы по учебным предметам ФБУП-2004 г. Программы опубликованы в тематических приложениях к сборнику приказов и инструкций Минобрнауки России «Вестник образования», а также размещены на официальном сайте Минобрнауки России http://www.mon/gov.ru/. Имеются также программы регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области по предметам ФБУП-2004, методические рекомендации к ним. Изданы департаментом образования и науки администрации Архангельской области, Поморским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, АО ИППК РО в 2005-2006 г.г. Департамент образования и науки рекомендует поставить на контроль муниципальных органов управления образованием использование в учебном процессе программ регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области. Инспектирование муниципальных органов и учреждений образования показало, что многие учителя при составлении тематического планирования по предмету ориентируются на учебник, количество параграфов в нем, а не на имеющиеся примерные программы, федеральный и региональный компоненты государственного стандарта общего образования. Умение составить рабочую программу определяет и уровень квалификации учителя. Поэтому одна из задач методических служб, предметных методических объединений состоит в том, чтобы научить педагога составлению рабочих программ. Вместе с тем, обращаем ваше внимание, что некоторые учебники дополнены методическими рекомендациями, пособиями, содержащими программы, тематическое и поурочное планирование. В связи с тем, что из федерального базисного учебного плана 2004 г. в 10-11 классах исключен учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», у общеобразовательных учреждений возникают проблемы с органами МЧС и военными комиссариатами, которые добиваются, чтобы данный предмет велся в старших классах школы в полном объеме. Вместе с тем, юноши 10-х классов оказываются неподготовленными к участию в 5-ти дневных учебных сборах. Как должна поступать школа в данной ситуации?
Действительно, ФБУПом-2004 ОБЖ исключен из числа обязательных учебных предметов на старшей ступени общего образования. Однако в период постепенного перехода на новый ФБУП предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в старших классах школы в обязательном порядке, поскольку обучение в 5-9 классах шло на основе БУП-1998, согласно которому ОБЖ не был обязательным на ступени основного общего образования. В данной ситуации изучение ОБЖ в 10-11 классах организуется по одному из следующих вариантов за счет часов вариативной части БУП: - в объеме не менее 68 часов (базовый уровень), поскольку на сегодняшний день большинство УМК рассчитаны на два года обучения; - в объеме 34-35 часов (базовый уровень). На основе примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень), разработанной в рамках научно-методического обеспечения ФБУП-2004, учителем составляется рабочая программа и тематическое планирование курса. При этом используются учебники, рекомендованные (допущенные) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющие государственную аккредитацию, на 2007/08 учебный год (приказ Минобрнауки России от 14.12.2006 № 321); - в объеме 140 часов (профильный уровень) для классов оборонно-спортивного профиля, кадетских классов и пр. Для изучения ОБЖ на профильном уровне имеются также примерные программы государственного стандарта общего образования. Исключить ОБЖ из числа обязательных учебных предметов в 10-11 классах возможно лишь в том случае, если: - предмет изучался на ступени основного общего образования как предмет компонента образовательного учреждения, - содержание его соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и составленной на его основе примерной программы, - результаты изучения данного предмета записаны в аттестате об основном общем образовании. Вместе с тем, образовательное учреждение должно обеспечить подготовку юношей 10-х классов в учебных сборах, где они получают начальную военную подготовку. С этой целью рекомендуется использовать часы компонента образовательного учреждения (учебная практика). В то же время образовательное учреждение вправе принять решение об изучении ОБЖ на ступени основного общего образования в разных классах за счет часов регионального компонента и компонента образовательного учреждения (количество часов на изучение ОБЖ будет зависеть от используемой программы). В федеральном перечне имеются соответствующие учебники. Для классов, которые начали переход на новый ФБУП (2006/07 уч. г. – 5-е кл., 2007/08 уч.г. – 6-е кл. и т.д.), ОБЖ будет обязательным учебным предметом в 8 классе в объеме 35 часов. Примерные программы уже опубликованы (см. вопрос 1). Содержание, связанное с правовыми аспектами военной службы, должно изучаться на уроках обществознания (также имеются примерные программы по данному предмету, соответствующие государственному стандарту общего образования 2004 г). Оценка по данному предмету заносится в аттестат об основном общем образовании. Считаем, что отсутствие в базисном учебном плане на ступени основного общего образования учебного предмета «Черчение», как и сокращение часов на изучение предмета «Технология», не способствует подготовке учащихся к получению рабочих профессий, лишает их определенных трудовых навыков. Как быть в сложившейся ситуации? Инструктивно-методическим письмом департамента образования и науки от 29.03.2006 № 03-24/899«О работе по новому федеральному базисному учебному плану» учебный предмет «Черчение» определен как предмет регионального компонента на ступени основного общего образования, разъяснены варианты изучения данного предмета. Содержание данного предмета определяется обязательным минимумом содержания основного общего образования по образовательной области «Технология» 1998 г., а также стандартом основного общего образования по технологии 2004 г. Учебники выбираются из федерального перечня. Оценка по предмету «Черчение» в обязательном порядке выставляется в аттестат об основном общем образовании. Что касается учебного предмета «Технология», то уменьшение общего количества часов на его изучение на 3 часа в неделю произойдет только для тех классов, которые начали переход на новый ФБУП с 5-го класса и работают по примерным программам основного общего образования по технологии, разработанным с учетом государственного стандарта общего образования 2004 г. Для других же классов, работающих по БУПу-1998, можно увеличить количество часов в 7-8 классах за счет вариативной части с тем, чтобы в 9-м классе организовать полноценную предпрофильную подготовку (см. п. 7 письма департамента образования и науки от 25.02.2005 № 03-24/335 «О переходе на новый федеральный базисный учебный план с 2005-2006 учебного года»). Кроме того, в рамках предпрофильной подготовки возможно проведение краткосрочных элективных курсов по технологии, которые будут ориентировать учащихся на получение рабочих профессий. Данные элективные курсы можно проводить по договору на базе учреждений начального и среднего профессионального образования в условиях муниципальной образовательной сети. Как решить проблему программно-методического обеспечения учебного предмета «Естествознание»?
Департамент образования и науки в инструктивно-методическом письме от 29.03.2006 № 03-24/899 «О работе по новому федеральному базисному учебному плану» в п. 10 дал необходимые разъяснения по поводу изучения учебного предмета «Естествознание» на старшей ступени общего образования. Вместе с тем, обращаем ваше внимание, что в федеральный перечень учебников на 2007-2008 учебный год включен учебник Алексашиной И.Ю. и др. «Естествознание. 10 кл.», который соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Имеется к нему программа и методические рекомендации. При включении в учебный план школы учебного предмета «Естествознание» следует особое внимание обратить на подбор кадров с соответствующим уровнем квалификации, поскольку опыта преподавания этого интегрированного учебного предмета нет. Можно ли, используя в учебном процессе ФБУП-2004, ориентироваться на программы, соответствующие обязательному минимуму содержания общего образования 1998 года?
Планируя и осуществляя постепенный переход школы на ФБУП-2004, следует иметь в виду, что те классы, в которых образовательный процесс строится на ФБУПе-1998, работают по программам и учебникам, соответствующим обязательному минимуму содержания общего образования 1998 года. Классы, которые обучаются по ФБУП-2004, ориентируются на примерные программы и учебники, разработанные в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года. Обращаем ваше внимание, что в федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2007/08 учебный год в графе «Дополнительная информация издательства» указано, соответствует учебник обязательному минимуму содержания общего образования 1998 г. или федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.
Каковы приоритеты при планировании вариативной части нового учебного плана? Можно ли за счет компонента ОУ вести индивидуально-групповые занятия, факультативы?
В инструктивно-методическом письме департамента образования и науки от 29.03.2006 № 03-24/899 «О работе по новому федеральному базисному учебному плану» в разделе «Использование часов компонента ОУ», а также в п.п. 4, 7 вышеназванного письма даны необходимые разъяснения. Напоминаем, что в пояснительной записке к БУПу-2004 сказано, что на ступени начального общего и основного общего образования «часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента ОУ могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента БУПа, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях». Таким образом, в начальной и основной школе за счет компонента ОУ можно организовать факультативы, а также индивидуально-групповые занятия. На ступени среднего (полного) общего образования за счет часов компонента ОУ можно увеличить количество часов на преподавание учебных предметов (при наличии соответствующей программы), организовать углубленное преподавание предметов, изучение элективных учебных предметов (по группам), учебных практик и др. Инспектирование муниципальных органов и учреждений образования, аттестация общеобразовательных учреждений показали, что при переходе на новый ФБУП неэффективно используются часы регионального компонента и компонента ОУ. Так, в рамках учебного плана ведутся элективы кружкового характера. В ситуации уменьшения количества часов на обязательные предметы инварианта следует особое внимание обратить на проблему использования часов вариативной части учебного плана, так как она должна способствовать улучшению качества общего образования. Качество вариативной части учебного плана школы должна стать темой внутришкольного контроля и инспектирования муниципальных органов управления образованием. Чем отличается элективный курс от элективного учебного предмета?
Элективные курсы ведутся в рамках предпрофильной подготовки учащихся. Требования к элективным курсам предпрофильной подготовки содержатся в инструктивно-методическом письме департамента образования и науки от 25.02.2005 № 03-24/335 «О переходе на новый федеральный базисный учебный план с 2005-2006 учебного года» (п.п. 2, 3, 4, 5), а также в рекомендациях, составленных кафедрой управления АО ИППК РО: по составлению учебного плана предпрофильной подготовки девятиклассников для общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте в 2004/2005 учебном году (письмо департамента образования от 12.05.2004 № 03-24/790); по разработке и экспертизе программ элективных курсов в системе предпрофильной подготовки девятиклассников (письмо департамента образования и науки от 16.02.2005 № 03-24/287). Главные признаки элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки: - это курсы по выбору обучающихся, - их основное назначение – проба сил, в первую очередь, с целью выбора профиля обучения на старшей ступени общего образования, а также ориентации в различных сферах профессиональной деятельности, - краткосрочность и сменяемость. Элективные учебные предметы ведутся в рамках компонента ОУ на старшей ступени общего образования. Особенностям элективных курсов в системе профильного обучения посвящено письмо департамента общего и дошкольного образования от 13.11.2003 № 14-51-277/13. Разница в терминологии (элективные предметы – элективные курсы) связана с тем, что информационное письмо вышло в 2003 г., а ФБУП утвержден в 2004 г. Элективные учебные предметы в старшей школе в отличие от элективных курсов предпрофильной подготовки «обязательные учебные предметы по выбору обучающихся». Как сказано в пояснительной записке к БУПу-2004, они выполняют три основные функции: 1. развивают содержание одного из базовых учебных предметов. Дополнительная подготовка позволит учащимся изучить предмет на уровне повышенных требований, а также подготовиться к сдаче ЕГЭ (Например, это может быть расширенный вариант одного из разделов предмета – «Механика», «Океаны», «Подготовка к сдаче ЕГЭ по информатике» и др.). 2. являются надстройкой к профильному учебному предмету. Элективные предметы в данной ситуации могут профильные предметы поднять на углубленный уровень (например, «Физика твердого тела», «Физика Земли», «Экология Мирового океана», «Основы философии», «Этимология» и др.). 3. удовлетворяют различные познавательные интересы обучающихся. Это прежде всего элективные предметы, ориентированные на приобретение школьниками знаний в областях деятельности, выходящих за рамки выбранного профиля, а также для успешного продвижения на рынке труда (например, «Делопроизводство», «Деловой английский язык», «Информационный бизнес», «Основы менеджмента», «Химические технологии», «Основы потребительских знаний» и т.д.). В методической литературе приведена различная типология элективных учебных предметов (например, Элективные курсы в профильном обучении/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004; Профильное обучение: Типовые профили/ Под ред. А.А. Кузнецова – М.: СпортАкадемПресс, 2005; Н.В. Немова. Профильное обучение: актуальные вопросы и ответы: Методическое пособие для руководителей школ. – М.: АПКиПРО, 2004 и др). Обращаем ваше внимание, что в ряде изданий термин «Элективный курс» употребляется по отношению к элективному учебному предмету. Поэтому важно понять, идет речь о предпрофильной подготовке или профильном обучении. Поскольку элективные учебные предметы в рамках профильного обучения выполняют иные функции, нежели элективные курсы в системе предпрофильной подготовки, они не могут носить краткосрочный характер. Напоминаем, что программы авторских элективов проходят экспертизу на муниципальном либо областном уровне, экспертиза модифицированных программ организуется на уровне ОУ. Вместе с тем, департамент рекомендует использовать в образовательном процессе готовые программы элективов, опубликованные в профессиональных методических журналах, пособиях и пр. и подкрепленные различными учебными пособиями, сборниками упражнений, задачниками, хрестоматиями и т.д. Как оценивать элективные курсы и элективные учебные предметы?
Разъяснения по оценке элективных курсов в 9-х классах даны в методических рекомендациях по заполнению журналов и оцениванию достижений учащихся при проведении элективных курсов предпрофильной подготовки (письмо департамента образования от 30.11.2004 № 03-24/2146 «О методических рекомендациях по предпрофильному обучению»). Поскольку элективные курсы и элективные учебные предметы являются компонентом ОУ учебного плана школы, то содержание и правила их освоения школа устанавливает самостоятельно. Рекомендуем на уровне ОУ разработать и утвердить локальный акт, например, «Положение об элективном учебном предмете», в котором определяется и система оценивания. Где взять методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся?
В инструктивно-методическом письме департамента образования и науки от 29.03.2006 № 03-24/899 «О работе по новому федеральному базисному учебному плану» организация проектно-исследовательской деятельности учащихся была определена как одно из актуальных направлений подготовки учителей в связи с переходом на ФБУП-2004. Появилась соответствующая методическая литература, публикации в педагогических изданиях. Например, упоминавшееся издание, подготовленное в рамках проекта «Профильное обучение в старшей школе, обеспечивающее реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся» по заказу Федерального агентства по образованию «Профильное обучение: Типовые профили» / Под ред. А.А. Кузнецова – М.: СпортАкадемПресс, 2005. В данной книге имеется список литературы по теме. Сколько человек должно быть в одной подгруппе при делении класса при проведении элективов? Будет ли ОУ укладываться в выделенный объем финансирования при делении класса на элективы? Можно ли брать часы компонента ОУ из других классов?
В п. 14 инструктивно-методического письма департамента образования и науки от 29.03.2006 № 03-24/899 «О работе по новому федеральному базисному учебному плану» даны соответствующие разъяснения. Департаментом определено, при какой наполняемости класса осуществляется деление его на две группы, при этом количество человек в одной подгруппе не регламентируется. При составлении учебного плана школы на основе БУПа-2004 следует иметь в виду, что деление часов компонента ОУ в 9-х классах на проведение предпрофильной подготовки осуществляется в объеме 3-х часов в неделю, в 10-11 классах на проведение элективов - в объеме 4-х часов в неделю за два года обучения. Часы компонента ОУ переносить из одного класса в другой нельзя, так как в данном случае нарушаются права граждан на получение качественного образования. Как организовать профильное обучение в малочисленной и малокомплектной школе? Не хватает финансирования на обучение по индивидуальным учебным планам?
Реализация содержания учебного плана профильного обучения зависит от тех возможностей, которыми обладает ОУ. Школам предлагается две модели профильного обучения: внутришкольная и сетевая. Очевидно, модель внутришкольной профилизации может быть реализована в школах с сильным составом педагогических кадров, достаточной материально-технической и учебно-методической базой. В связи с этим большая часть школ должны будут интегрироваться в образовательную сеть. Особенно это касается сельских школ. Вот почему важно не просто организовать переход на новый ФБУП-2004, а работать над созданием муниципальной образовательной сети, в условиях функционирования которой происходит обмен недостающими ресурсами, информацией. Работа по индивидуальным учебным планам является перспективной формой профильного обучения. Решая вопросы реализации ИУП, следует помнить, что - во-первых, как показывает практика, число школ, работающих по ИУП, не превышает 10 %, - во-вторых, муниципальный орган управления образованием на основе экспертизы принимает решение о возможности работы ОУ по ИУП, - в-третьих, именно муниципальный орган управления образования распределяет бюджетные средства между муниципальными ОУ, в связи с чем школа, работающая на основе ИУП, на реализацию ее может получить больше бюджетных средств. Школа начала переход на новый БУП в 2006/07 учебном году. С 2007/08 учебного года у 6-классников согласно БУПу-2004 уменьшится количество часов на изучение биологии и географии на 1 час в неделю. Эти часы новым БУПом рекомендуется использовать на интегрированный учебный предмет «Краеведение». Программ и учебников по краеведению нет. Как быть?
Действительно, на сегодняшний день отсутствует программа по краеведению. В сложившейся ситуации департамент образования и науки рекомендует увеличить на 1 час количество часов на преподавание биологии в 6-м классе за счет часов регионального компонента учебного плана с целью изучения краеведческого модуля по биологии. Программа данного модуля, рассчитанная на 34 часа, разработана и опубликована в сборнике «Региональный компонент общего образования Архангельской области. Биология (стр. 11)», который направлен во все общеобразовательные учреждения области. Таким образом, общее количество часов на преподавание биологии в 6-м классе составит 2 часа в неделю. Для осуществления контроля выполнения программы рекомендуем в классном журнале при изучении тем краеведческого модуля по биологии делать пометку «К.м.». Оценка по биологии выставляется с учетом результатов изучения краеведческого модуля.
Предмет экономика на старшей ступени общего образования является предметом регионального компонента. Значит ли это, что при изучении учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» вопросы экономики из обществознания надо исключить?
Нет, предмет «Обществознание» как обязательный учебный предмет на базовом уровне включает в себя вопросы экономики и права. Вместе с тем, данный предмет может распадаться на самостоятельные предметы: «Обществознание», «Право» и «Экономика», которые изучаются либо на базовом уровне, либо на профильном. |