Архангельский областной институт открытого образования
Инструктивно-методическое письмо о работе по новому федеральному базисному учебному плану
Инструктивно-методическое письмо о работе по новому федеральному базисному учебному плану
АДМИНИСТРАЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Департамент Образования и науки пр.Троицкий, 49/1 г.Архангельск,163004
|
Руководителям муниципальных органов управления образованием, информационно-методических служб, директорам образовательных учреждений | |||||||
29.03.2006 |
№ |
03-24/ 899 | ||||||
На № |
от |
ИНСТРУКТИВНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
О работе по новому федеральному базисному учебному плану
В соответствиис Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р, был разработан «вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений». Общеобразовательными учреждениями (далее – ОУ) Архангельской области начат постепенный переход на федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 29.03.2004 г. № 1312 (далее – ФБУП), в первую очередь, в части предпрофильной подготовки и профильного обучения. Анализ ситуации (учебных планов ОУ, аналитических материалов муниципальных органов управления образованием, материалов контрольно-инспекционной деятельности департамента образования и науки администрации области, собеседования с руководителями и педагогами системы образования) выявил ряд недостатков, связанных с реализацией нового ФБУП. Ключевыми проблемами, которые требуют решения, а также причинами, вызвавшими их появление, являются следующие:
· Преподавание предметов на базовом уровне
«Реализация профильного обучения возможна только при условии сокращения учебного материала непрофильных предметов» (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783). Анализ учебных планов школ свидетельствует о том, что существенных изменений в объеме учебного времени, выделяемого на изучение непрофильных предметов, не происходит. Таким образом, реальная разгрузка содержания образования в старшей школе на сегодняшний день не осуществляется. Причиной сложившейся ситуации является качество учебно-методического оснащения образовательного процесса. Так, материал в учебниках не дифференцирован по степени значимости, т.е. дополнительный материал, который имеется в учебниках базового уровня, не обозначен соответствующим образом (например, значком «Для ознакомления»). Кроме того, педагоги, не подготовленные к преподаванию предметов на базовом уровне, предъявляют повышенные требования к учащимся, изучающим те или иные учебные дисциплины на базовом уровне.
· Изучение интегрированного учебного предмета «Естествознание»
Учителя, которые могли бы вести полноценный интегрированный учебный предмет «Естествознание», обладающий значительным образовательным и мировоззренческим потенциалом, на сегодняшний день не подготовлены. Вместе с тем, на федеральном уровне не решена проблема программно-методического обеспечения данного курса: в федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих программы общего образования, в 2006-2007 учебном году учебника по естествознанию для среднего (полного) общего образования нет.
· Использование часов компонента образовательного учреждения
1. Некоторые ОУ используют компонент ОУ исключительно «на увеличение часов, отводимых на образовательные области, образовательные компоненты, учебные предметы, курсы, указанные в базовом компоненте», как это разрешалось ФБУП 1998 г. (из пояснительной записки к Региональному учебному плану для ОУ Архангельской области, утвержденному приказом департамента образования администрации Архангельской области от 02.04.2002 г. № 290). Однако, ФБУП 2004 г. рекомендует часы компонента ОУ на ступени начального общего и основного общего образования использовать для «углубленного изучения учебных предметов ... для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях». Таким образом, новый ФБУП расширяет возможности ОУ, ориентирует школы на расширение образовательного пространства, становление разнообразных форм организации образовательного процесса и т.д., в конечном счете, готовит к решению задач индивидуализации и дифференциации обучения учащихся на старшей ступени общего образования при переходе к профильному обучению.
При составлении учебного плана для 10-11 классов часы компонента ОУ можно использовать «для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента» (из пояснительной записки к ФБУП 2004 г.). Однако и в данной ситуации увеличение часов на предметы федерального компонента должно быть оправдано, например, требованиями используемой программы при организации углубленного изучения предмета.
2. Вторая проблема, связанная с использованием часов компонента ОУ, касается старшей школы. В примерных учебных планах для некоторых возможных профилей компонент ОУ представлен элективными учебными предметами, учебными практиками, проектами, исследовательской деятельностью. На сегодняшний день большинство ОУ не имеют четкого представления об организации учебных практик, проектной и исследовательской деятельности.
3. Следующая проблема касается элективных курсов и элективных учебных предметов. Уровень программ элективов как в системе предпрофильной подготовки, так и в системе профильного обучения в целом остается довольно низким, т.к. это новый вид деятельности учителя. Основное отличие элективных курсов и элективных учебных предметов от традиционных предметов и факультативов, во-первых, в их содержании. Как правило, содержание элективов составляет дальнейшая специализация образования, уточнение профессиональной ориентации учащихся в выбранной сфере деятельности. Во-вторых, особенностью элективных курсов и элективных учебных предметов является создание условий для введения в школу новых педагогических технологий и подходов к организации учебного процесса - уход от классно-урочной системы и традиционных форм работы, использование методов проектного и блочно-модульного обучения, моделей зачетных единиц, проектно-исследовательских групп и др.
· Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов
Некоторые руководители ОУ, педагоги отождествляют предпрофильную подготовку выпускников основной школы и проводимую еще в советской школе профориентационную работу. В современных условиях профориентационная работа составляет лишь небольшую часть предпрофильной подготовки учащихся. Предпрофильная подготовка состоит из 3-х компонентов, содержание которых неоднократно разъяснялось в письмах департамента и методических рекомендациях АО ИППК РО.
· Муниципальная образовательная сеть
Создание муниципальной образовательной сети – одно из приоритетных направлений развития системы образования. В условиях ограниченности материальных и кадровых ресурсов предпрофильная подготовка и профильное обучение организуются не столько за счет использования ресурсов отдельного ОУ, сколько за счет ресурсов сети, в том числе учреждений дополнительного и профессионального образования.
Взаимодействие ОУ в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения в муниципальных образованиях области на сегодняшний день осуществляется недостаточно. Трудно решаются вопросы подвоза, дополнительного финансирования для привлечения преподавателей системы дополнительного и профессионального образования, введения ставок сетевых координаторов и др., не разработана нормативная база. Вместе с этим, и сами ОУ в условиях сокращающейся численности обучающихся неохотно идут на развитие партнерских связей с другими ОУ.
При организации работы по ФБУП 2004 года департамент образования и науки администрации Архангельской области считает необходимым сделать следующие дополнения и разъяснения к ранее изданным документам.
1. Переход на новый ФБУП в 2006/2007 учебном году осуществляется с учетом готовности ОУ к его реализации (кадровой, учебно-методической, материально-технической)в 1-х, 5-х, 9-х (предпрофильная подготовка), 10-х классах. Учебный план школы для данных классов формируется на ступень обучения (для 1-х классов – на ступень начального общего образования, для 5-х классов – на ступень основного общего образования, для 10-х классов – на ступень среднего (полного) общего образования). Ежегодно учебный план корректируется.
2. Переход на новый ФБУП возможен и в других классах начальной и основной школы при условии соблюдения преемственности по вертикали в изучении учебных предметов (см. п. 7 инструктивно-методического письма департамента образования и науки администрации области от 25.02.2005 № 03-24/335 «О переходе на новый ФБУП с 2005-2006 учебного года»). При этом необходимо вести строгий учет изучения всех предметов учебного плана, необходимых для получения качественного образования, а также жесткий контроль за выполнением учебных программ.
3. Учебный план школы, составленный на основе ФБУП 2004 года, должен состоять из следующих частей:
· пояснительной записки,
· учебных предметов и количества часов на их изучение (годовое, недельное) на каждой ступени обучения:
- учебные предметы федерального компонента государственного стандарта общего образования, в том числе в старшей школе:
-базовые учебные предметы,
- профильные учебные предметы,
- учебные предметы регионального компонента государственного стандарта общего образования,
- компонент ОУ,
· программно-учебно-методического обеспечения учебного плана.
4. При изучении учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования следует иметь в виду, что не менее 10 % учебного времени отводится на изучение регионального содержания по следующим предметам:
- начальное общее образование – литературное чтение, иностранный язык, окружающий мир, изобразительное искусство, технология (труд), искусство (музыка и изобразительное искусство), физическая культура,
- основное общее образование – литература, иностранный язык, история, обществознание, география, биология, физика, химия, технология, физическая культура, искусство,
- среднее (полное) общее образование – литература, иностранный язык, история, обществознание, экономика, география, биология, физика, химия, физическая культура, искусство.
Региональное содержание может изучаться также через часы вариативной части учебного плана.
При организации изучения учебного материала с региональным содержанием учитель руководствуется региональным компонентом государственного стандарта общего образования Архангельской области и программами регионального компонента по вышеперечисленным предметам, разработанными АО ИППК РО совместно с ПГУ имени М.В. Ломоносова.
5. Для более полной реализации программы предпрофильной подготовки департамент образования и науки рекомендует режим 6-дневной учебной недели в выпускных классах основной школы.
6. При переходе ОУ на новый ФБУП департамент образования и науки определяет следующие приоритеты:
на ступени начального общего образования:
- введение иностранного языка со 2-го класса;
- введение учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» в качестве учебного модуля учебного предмета «Технология (Труд)» в 3-4 классах;
- введение интегрированного учебного предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» в 1-4 классах;
на ступени основного общего образования
- введение и завершение базового курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» в 8-9 классах;
- введение и завершение изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе;
- сокращение общего количества часов на изучение учебного предмета «Технология», завершение изучения данного предмета в 8-м классе;
- введение предпрофильной подготовки в 9-м классе в объеме не менее 100 часов (за счет часов регионального компонента и компонента ОУ);
на ступени среднего (полного) общего образования
- сокращение объема учебного времени, выделяемого на изучение учебных предметов на базовом уровне,
- исключение из числа обязательных учебных предметов географии, информатики и ИКТ, технологии, ОБЖ,
7. В новом ФБУП обновлено содержание компонента ОУ. На ступени начального общего и основного общего образования часы компонента ОУ используются не только для организации углубленного изучения предметов, введения факультативов, проведения индивидуальных и групповых занятий, но и для введения новых учебных предметов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы в лабораториях, библиотеках, музеях. Обращаем ваше внимание, что компонент ОУ не может быть использован на деление класса на группы, на увеличение общего объема часов на изучение предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, кроме учебного предмета «Физическая культура».
На ступени среднего (полного) общего образования компонент ОУ составляют элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность. Увеличение количества часов на предметы федерального компонента за счет вариативной части учебного плана осуществляется в том случае, если преподавание предмета организуется по программам повышенного уровня.
8. Особенности изучения отдельных учебных предметов ФБУП на ступени начального общего образования:
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» может изучаться в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)», а также в качестве самостоятельного учебного предмета. В последнем случае «Информатика и ИКТ» вводится в учебный план школы за счет часов компонента ОУ, используемого на «введение нового учебного предмета».
9. Особенности изучения отдельных учебных предметов ФБУП на ступени основного общего образования:
Учебный предмет «Черчение» в новом ФБУП исключен из числа обязательных учебных предметов. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по технологии включает в себя раздел «Черчение и графика». Однако изучение данного раздела в рамках учебного предмета «Технология» представляется недостаточным. Департамент образования и науки включает черчение как самостоятельный учебный предмет в учебный план как предмет регионального компонента. Изучение предмета может идти в 2-х вариантах:
- в 8-м или в 9-м классах, если программа рассчитана на 35 учебных часов,
- и в 8-м, и в 9-м классах, если программа рассчитана на 70 учебных часов.
Выбор варианта изучения предмета осуществляется ОУ с учетом выбора учащимися профиля обучения в 10-11-х классах.
Учебный предмет «Искусство» предлагаем изучатьв 9-м классев одном из 2-х вариантов, поскольку в переходный период отсутствует программно-учебно-методическое обеспечение и рекомендации по изучению данного учебного предмета, являющегося предметом федерального компонента:
- «Мировая художественная культура» - с учетом того, что, во-первых, ОУ Архангельской области накопили определенный опыт работы по данному учебному предмету; во-вторых, в федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству включено два раздела («Музыка в формировании духовной культуры личности», «Синтез искусств»), ориентированных на изучение в рамках интегрированного учебного предмета.
- «Музыка» – если отсутствуют кадры соответствующей квалификации и условия для изучения учебного предмета «Мировая художественная культура».
Учебный предмет «Обществознание» не может быть заменен курсом «Граждановедение».
10. Особенности изучения отдельных учебных предметов ФБУП на ступени среднего (полного) общего образования:
Учебный предмет «Естествознание». Если ОУ готово к включению данного предмета в учебный план, то следует иметь в виду, что имеется примерная программа среднего (полного) общего образования по естествознанию, разработанная по заказу Минобразования России в рамках реализации научной отраслевой программы «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» (письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 № 033-1263 «О примерных программах по учебным предметам ФБУП»). Также процесс грифования проходит учебник Алексашиной И.Ю. «Естествознание. 10 класс» - М.: Просвещение и др. Возможно использование авторских программ по предмету, утвержденных соответствующим экспертным советом.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что учебный предмет «Естествознание» может быть представлен совокупностью трех учебных предметов: «Физикой», «Химией» и «Биологией», о чем имеется соответствующее разъяснение в пояснительной записке к ФБУП 2004 г.
Учебный предмет «Обществознание» является интегрированным и включает разделы «Экономика» и «Право». Данный предмет может также распадаться на самостоятельные учебные дисциплины: «Обществознание» (без разделов «Экономика», «Право»), «Экономика» и «Право», которые в зависимости от профиля обучения преподаются либо на базовом, либо на профильном уровнях.
Учебный предмет «Экономика» является предметом регионального компонента. Предмет, по решению ОУ, реализуется в одном из 2-х вариантов:
- в 10-м или в 11-м классах, если программа рассчитана на 35 учебных часов,
- и в 10-м, и в 11-м классах, если программа рассчитана на 70 и более часов.
Учебный предмет «Математика». Для изучения предмета рекомендуется выделить в учебном плане 5 часов в неделю, если учащийся планирует сдачу ЕГЭ по математике.
Если учебные предметы «Основы безопасности жизнедеятельности», «Информатика и ИКТ» не изучались на ступени основного общего образования, то включение данных предметов в учебный план старшей школы является обязательным.
11. Углубленное изучение предметов на всех ступенях общего образования осуществляется за счет часов регионального компонента и компонента ОУ.
12. При изучении предметов федерального компонента ФБУП используются учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Учителя помимо учебников могут использовать прочие учебные издания (пособия, хрестоматии, сборники задач и текстов, атласы и др.), которые не требуют грифования.
13. Не только программы элективных курсов в системе предпрофильной подготовки, но и программы элективных учебных предметов в рамках профильного обучения, факультативов, спецкурсов, практикумов, новых учебных предметов проходят экспертизу на муниципальном или областном уровнях, если являются авторскими. Экспертиза модифицированных программ проводится ОУ.
14. При проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (2-11 классы), «Технологии» (5-11 классы), «Физической культуре» (10-11 классы), элективным учебным предметам в системе профильного обучения (10-11 классы), практических занятий по «Информатике и ИКТ», «Физике», «Химии», «Естествознанию» (10-11 классы), при организации предпрофильной подготовки (9 классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. Финансирование осуществляется независимо от количества учащихся в группе.
Деление часов компонента ОУ в 10-11 классах (на элективные учебные предметы) осуществляется в объеме не менее 280 часов за два года обучения (не менее 4-х часов в неделю).
В пределах имеющегося фонда оплаты труда, а также при наличии необходимых условий осуществляется деление на группы классов с меньшей наполняемостью, в том числе при реализации вариативной части учебного плана.
15. Конструирование профилей и комплектование профильных классов. С одной стороны, ОУ самостоятельно в формировании профилей обучения, с другой – учредитель должен обеспечить всех проживающих на данной территории качественным образованием в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей). Для решения данной проблемы департамент предлагает:
· проводить муниципальную экспертизу профилей, которая учитывает востребованность данного профиля в каждом образовательном округе;
· организовать работу координационного совета директоров ОУ, что позволит ОУ сотрудничать при открытии профильных классов.
Решение об открытии профильных классов (групп) принимает муниципальный орган управления образованием по представлению ОУ. Вместе с тем, необходимо сохранить классы с универсальным (непрофильным) обучением.
16. Необходимо активизировать работу по созданию муниципальной образовательной сети. В муниципальную образовательную сеть следует включать не только школы, но и учреждения дошкольного, дополнительного и профессионального образования, а также очно-заочные школы различного уровня и т.д. Требуется апробировать дистанционные формы получения образования.
Взаимодействие ОУ позволит оптимизировать ресурсы сети и предоставлять возможность удовлетворять более полно образовательные запросы учащихся.
17. В связи с переходом на новый ФБУП являются актуальными следующие направления подготовки учителей:
· требования к содержанию образования на базовом уровне,
· организация профильного изучения предмета,
· преподавание интегрированных учебных предметов,
· организация проектно-исследовательской деятельности учащихся,
· разработка программ элективных курсов,
· освоение современных образовательных технологий и форм организации учебного процесса.
Приложение: список нормативной и методической литературы на 2-х л.
Директор департамента В.М. Мигунов
Курилова И.А. 28 55 85
Приложение к письму департамента образования и науки администрации Архангельской области
от 29.03.2006 г. № _03-24/899
СПИСОК нормативной и методической литературы
- Закон РФ «Об образовании» // Официальные документы в образовании. – 2004. - № 31.
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196 // Вестник образования. – 2001. - № 10.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р.// Официальные документы в образовании. – 2002. - № 4.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783 // Официальные документы в образовании. – 2002. - № 36.
- Федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089. – М., 2004.
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 // Вестник образования. – 2005. - № 13-14.
- Кузнецов А.А., Филатов Л.О. Новый базисный учебный план – основа реализации профильного обучения в старшем звене средней школы. – М.: АПК и ПРО, 2004.
- Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. – М.: Альянс-Пресс, 2004.
- Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Итоги эксперимента, перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Альянс-Пресс, 2004.
- Профильное обучение. Часть I. Нормативные документы, рекомендации по организации профильного обучения // Вестник образования. Тематическое приложение к журналу. - 2004. - № 4.
- Профильное обучение. Часть II. Региональный опыт // Вестник образования. Тематическое приложение к журналу. - 2005. - № 1.
- Профильное обучение: типовые профили. / Под ред. А.А. Кузнецова. – М.: СпортАкадемПресс, 2005.
- Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. Письмо департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 г. № 14-51-102/13 // Вестник образования. – 2005. - № 11.
- Элективные курсы в профильном обучении. Письмо департамента общего и дошкольного образования от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13 // Официальные документы в образовании. – 2004. - № 2.
- Примерные программы начального общего образования // Вестник образования. Тематическое приложение к журналу. - 2005. - № 2.
- Примерные программы основного общего образования // Вестник образования. Тематическое приложение к журналу. - 2005.- № 3 // Вестник образования. – 2006. - № 1, 2.
- Примерные программы среднего (полного) общего образования // Вестник образования. – 2004. - № 17-21.
- Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области./ Под редакцией О.В. Дитятьевой, Т.А. Спиричевой, Л.И. Уваровой. – Архангельск: Издательство АО ИППК РО.- 2005.
- Профильное обучение. Часть I. Предпрофильная подготовка учащихся. Сборник нормативно-правовых документов и методических рекомендаций. – Архангельск: Издательство АО ИППК РО. - 2005.
- Профильное обучение. Часть II. Предпрофильная подготовка учащихся. Из опыта работы общеобразовательных учреждений Архангельской области. - Архангельск: Издательство АО ИППК РО. - 2005.