Архангельский областной институт открытого образования
Проект инструктивно-методического письма Министерства образования и науки РФ «Об организации взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего ...
Проект инструктивно-методического письма Министерства образования и науки РФ «Об организации взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего ...
Проект инструктивно-методического письма Министерства образования и науки РФ
«Об организации взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»
Как отмечается в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»[1], для реализаци задач предпрофильной подготовки учащихся основной ступени общеобразовательной школы целесообразно использование «ресурсов дополнительного образования для организации кружков, клубов, студий в целях профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов». Вместе с тем, образовательная практика последних лет, свидетельствует о возможности и значимости взаимодействия общего и дополнительного образования не только на этапе предпрофильной подготовки учащихся основной школы, но и на этапе профильного обучения учащихся старшей ступени общеобразовательной школы.
Подход, предполагающий реализацию профильной подготовки и профильного обучения на основе взаимодействия общего и дополнительного образования детей, органично создаёт наиболее благоприятные условия для профильного, профессионального и социального самоопределения учащихся. Он позволяет поставить в центр работы профильную, а затем профессиональную ориентацию и при этом одинаково успешно осуществлять подготовку учащихся к выбору любого типа и уровня дальнейшего образования. Интеграция базового и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогической практики.
Одна из важнейших особенностей дополнительного образования – его нацеленность на решение проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников, которые являются одними из центральных в системе профильного обучения и особенно предпрофильной подготовки. Задача дополнительного образования – помочь подросткам, юношам и девушкам сделать правильный жизненно-профессиональный выбор. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, умея выбирать цивилизованные, нравственные средства ее достижения. Именно дополнительное образование в силу своих особенностей становится реальной сферой самоопределения подрастающего поколения. Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных клубов, секций, кружков, они могут проявить инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе и учитывать интересы других. Школьное образование, ограниченное рамками классно-урочной системы, не позволяет приблизиться к полноценному решению обозначенных задач.
Другая существенная особенность дополнительного образования, востребованная в системе профильного обучения – высокая степень индивидуализации образовательного процесса. В отличие от основного образования законодательством об образовании не установлена обязательность получения детьми дополнительного образования. Отсутствие государственной регламентации обязанностей обучающихся получать дополнительное образование создает возможность свободного выбора дополнительного образования в соответствии с интересами, способностями и склонностями обучающихся и способствует их максимальному личностному развитию. Кроме того, выбор возможностей для построения индивидуального учебного плана (индивидуального образовательного маршрута) в области дополнительного образования гораздо шире и не имеет ограничений, связанных с жесткой регламентаций учебного процесса по основным программам образования. Использование возможностей дополнительного образования на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения, таким образом, позволяет не только значительно увеличить число элективных курсов, профессиональных проб, социальных практик и др., но и значительно шире варьировать формы организации образовательного процесса, использовать потенциал внеклассного и внешкольного образовательного контекста.
Особенно актуальным является использование имеющихся ресурсов дополнительного образования в сельской местности, где организовать высококачественное профильное обучение на базе существующих учреждений общего образования не всегда оказывается возможным.
Организация взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся должна быть приоритетно нацелена на решение следующих задач:
· создание условий для профильного и профессионального самоопределения учащихся, в том числе путём вовлечения образовательного потенциала внеклассной и внешкольной среды;
· обеспечение условий для выстраивания индивидуального образовательного маршрута учащегося;
· создание условий для реализации личностно ориентированного образовательного процесса;
· обеспечение более широких возможностей для формирования портфолио учащегося.
Как показывает современная образовательная практика ряда регионов России, взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся может осуществляться на основе следующих основных механизмов:
· нацеливание ресурсов дополнительного образования, существующих в городе, поселке, районе (кружков, клубов, студий), на решение задач профильной и профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, или построению индивидуального образовательного маршрута. В данном случае взаимодействие общего и дополнительного образования осуществляется на основе согласнования целей, задач и содержания работы, при этом институциональная интеграция не предполагается;
· реализация программ предпрофильной продготовки и профильного обучения на осное сетевого взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей (последнее может выступать в этом случае ресурсным центром в муниципальной образовательной сети предпрофильной подготовки и профильного обучения и реализовывать различные типы образовательных программ – профильные учебные предметы, элективные курсы, социальные практики, профессиональные пробы, проектно-исследовательская деятельность учащихся и др., а также в различных формах - очно, очно-заочно, заочно);
· совместительство (трудоустройство педагогов дополнительного образования, состоящие в штате учреждений дополнительного образования детей, в общеобразовательные школы для реализации различных типов программ предпрофильной подготовки и профильного обучения);
· создание творческих объедиений дополнительного образования детей непосредственно в общеобразовательных школах и вовлечение их в решение задач предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Как показывает практика, наиболее эффективным для решения задач предпрофильной подготовки и профильного обучения является подход, предполагающий формирование на базе учреждений дополнительного образования детей ресурсных центров предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Данный поход обладает следующими преимуществами:
- комплексность учреждения дополнительного образования детей, предоставляющего подростку условия для реализации образовательно-воспитательных, гедонистических, рекреационно-оздоровительных потребностей и одновременно – для развития общих (социальных) компетенций;
- многопрофильность направлений работы учреждения дополнительного образования детей, позволяющая привлекать к работе по предпрофильной подготовке и профильному обучению специалистов разного профиля;
- гибкость, вариативность, возможности индивидуализации учебных программ, в том числе программ предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- свобода выбора, своеобразие и демократичность межличностных отношений детей и преподавателей;
- традиционно сложившиеся связи с учебными заведениями, производственными и коммерческими структурами, что позволяет успешно решать вопросы дальнейшей социальной адаптации, профессиональной подготовки выпускников путём расширения социального партнёрства и сетевого взаимодействия в системе профильного обучения;
- наличие учебных программ, предусматривающих не только ориентацию учащихся на определенный профиль обучения, но и более глубокую специализацию в рамках избранного профиля, что позволяет эффективно и целенаправленно решать проблемы профессиональной ориентации учащихся.
Обозначенноый подход оказывается результативным при соблюдении следующих педагогических условий, реализуемых непосредственно на базе учреждения дополнительного образования детей:
· - диагностика интересов, склонностей и способностей подростков;
· - разработка и внедрение программ формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению;
· - активизация познавательной и практической творческой деятельности на основе выявления интересов, склонностей, способностей подростков
Образовательные программы предпрофильной подготовки и профильного обучения, реализуемые на базе учреждений дополнительного образования детей, могут включать в себя, как правило, один или несколько из числа следующих содержательных компонентов:
1) учебные курсы:
· профильные учебные предметы (в настоящее время в практике учреждений дополнительного образования наиболее распространены предметы, соответствующие художественно-эстетическому, оборонно-спортивному и другим профилям «практической» направленности. Однако в последнее время учреждениями дополнительного образования, при наличии соответствующего кадрового, учебно-методического и аудиторно-лабораторного обеспечения, всё чаще предлагаются для реализации профили «академической» направленности, такие как социально-экономический);
· элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения (как правило, имеющие практико-ориентированную направленность);
2) психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся (диагностика, консультирование, тренинг, информационная работа с родителями и др.);
3) социальные практики, профессиональные пробы (на государственном предприятии или в коммерческой структуре);
4) проектная и исследовательская деятельность учащихся (в ряде случаев интегрируется с программами элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения), завершающиеся защитой продукта, подготовленного учащимся (реферат, практически значимый проект, исследовательский отчёт, творческая работа и др.).
Организация работы ресурсного центра предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе учреждения дополнительного образования детей осуществляется на основе системы договоров с общеобразовательными школами единого учредителя. В соответствии с этими договорами учреждение дополнительного образования берет на себя обязательства по обеспечению (кадровому, учебно-методическому, аудиторно-лабораторному) образовательных программ предпрофильной подготовки и профильного обучения той или иной направленности, связанной со спецификой данного образовательного учреждения.
Ежегодно общнобразовательные школы, включённые в муниципальную сеть предпрофильной подготовки и профильного обучения, создают условия для презентации педагогами учреждения дополнительного образования элективных курсов, формирования групп учащихся. Учебные группы предпрофильной подготовки и профильного обучения создаются из учащихся школ, имеющих договорные отношения с учреждением дополнительного образования, им имеют заранее установленный порог наполняемости (например, до 12 человек). Группы, как правило, комплектуются на основании анкетных данных учащихся, представленных после презентации элективных курсов, зачисление в которые производится в соответствии с приказом директора учреждения дополнительного образования.
Учебный план предпрофильной подготовки и профильного обучения разрабатывается ресурсным центром с учетом: перечня реализуемых (востребованных) курсов различных типов; условий предоставления учебных кабинетов, мастерских, производственной базы и др. социальными партнерами, на базе которых реализуются данные курсы.
Общеобразовательные учреждения: направляют учащихся для прохождения программ предпрофильной подготовки и профильного обучения в учреждение дополнительного образования – ресурсный центр – согласно единому муниципальному графику, утвержденному в установленном порядке; ведут учет посещаемости учащихся 9 и 10- 11 классов учебных занятий в ресурсном центре.
Результаты обучения в учреждениях дополнительного образования рекомендуется учитывать в форме портфолио учащегося.
Приведём некоторые примеры успешной организации взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в рамках реализации программ предпрофильной подготовки и профильного обучения.
В Кемеровской области в г. Новокузнецке Дворец детского (юношеского) творчества им.
Н.К. Крупской является ресурсным центром для организации профиля художественно-эстетической направленности для обучающихся школ Центрального района. В г. Киселевске школы объединены единым учебным расписанием в рамках сетевого взаимодействия с Детским дворцом творчества и центром развития детского (юношеского) творчества по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения.
В Республике Саха (Якутия) модель взаимодействия общего и дополнительного образования при реализации профильного обучения отработана в Намском улусе (районе), где в с. Намцы, в Центре дополнительного образования «Туэлбэ» проходят элективные курсы учащиеся трёх близлежащих школ. В этой же республике на базе некоторых учреждений дополнительного образования организуется профильное обучение в очно-заочной (заочной) форме для учащихся сельских школ района.
В Краснодарском крае, в муниципальном Положении «О «портфолио» - индивидуальной накопительной оценке обучающегося 9 класса общеобразовательного учреждения» Павловского района, рекомендована следующая структура предпрофильного «портфолио»: 1) Официальные документы; 2) Курсы по выбору; 3) Дополнительное образование. Учащимся предпрофильных (в ряде территорий – и профильных) групп, успешно окончившим обучение, выдается сертификат о прослушивании элективного курса в учреждении дополнительного образования для внесения его в Портфолио.