Отчет о проведении научно-практической конференции «Профильное обучение в Архангельской области: модели, ресурсы, возможности»

16.12.2009

Отчет о проведении научно-практической конференции «Профильное обучение в Архангельской области: модели, ресурсы, возможности»

Отчет о проведении научно-практической конференции «Профильное обучение в Архангельской области: модели, ресурсы, возможности»

3 и 4 декабря в Архангельском областном институте переподготовки и повышения квалификации работников образования (АО ИППК РО) прошла вторая регионально-практическая конференция «Профильное обучение в Архангельской области: модели, ресурсы, возможности» с целью анализа и обобщения регионального опыта организации профильного обучения.

В конференции приняли участие 67 человек из 15 муниципальных образований Архангельской области. Среди участников конференции: руководители муниципальных органов управления образованием, руководители и заместители руководителей образовательных учреждений, представители высших учебных заведений, учителя-предметники, педагоги-психологи.

3 декабря былопроведенопленарное заседание с обсуждением следующих вопросов:

  • Государственная политика в реализации профильного обучения. Анализ реализации профильного обучения в Архангельской области
  • Научно-методическое сопровождение профильного обучения в Архангельской области
  • Индивидуализация образования
  • Организация сетевого взаимодействия в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования
  • Организация профильных медико-биологических классов по модели «Школа-ВУЗ»
  • Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения
  • Экспериментальная работа по созданию модели организации полипофильного обучения в «Няндомской муниципальной средней школе №3»

В пленарное заседание конференции были включены выступления И.А. Куриловой, консультанта Департамента образования Архангельской области; Е.В. Балагиной, А.П. Лавриновой и Е.Г. Ромициной - специалистов АО ИППК РО; С.В. Рыбаковой, ведущего специалиста Комитета по попечительству Администрации МО «г. Котлас»; М.В. Меньшиковой, директора центра довузовского образования и профессиональной ориентации СГМУ; Н.Д. Тихониной и Е.Е.Карельской – представителей МОУ «Няндомская муниципальная СОШ №3».

Второй день конференции (4 декабря) был посвящен работе секций:

  • Секция №1 «Управленческие аспекты реализации профильного обучения»
  • Секция №2 «Преподавание предметов математического и естественно-научного циклов на профильном уровне: проблемы и перспективы»
  • Секция №3 «Преподавание предметов гуманитарного и эстетического циклов на профильном уровне: проблемы и перспективы»

Отчет по работе секции №1
«Управленческие аспекты реализации профильного обучения»

4 декабря 2009 года

Руководители:

Федосеева Ирина Васильевна, заведующий кафедрой управления образованием АО ИППК РО
Балагина Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры управления образованием АО ИППК РО

Аналитик:

Бубякина Наталья Егоровна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой профессионального образования АО ИППК РО

В работе секции №1 приняло участие 17 педагогов из гг. Архангельска, Северодвинска, Коряжмы, Котласа, а также из Холмогорского, Пинежского, Каргопольского, Онежского районов Архангельской области. В работе секции приняли участие заместители директоров муниципальных и областных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по учебной и учебно-воспитательной работе, а так же методисты и педагоги-психологи.

Тематика выступлений участников секции охватывала различные аспекты управленческой деятельности: от создания организационных условий до психолого-педагогического сопровождения реализации профильного обучения. Следует отметить, что прозвучали выступления, в которых были обозначены особенности профильного обучения в городских условиях и сельской местности; в условиях массовой и малокомплектной школы. Тем не менее, в ходе выступлений четко были обозначены три основных вопроса, предложенных для обсуждения участникам секции:

  1. Организация профильного обучения в школах и на базе учреждений профессионального образования.
  2. Особенности организации и реализации профильного обучения (в сельской местности, в городских условиях).
  3. Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.

В результате обсуждения были выделены некоторые проблемы организации профильного обучения:

  • демографическая ситуация в городе и на селе, а именно малая наполняемость классов не способствует развитию профильного обучения;
  • отсутствие дополнительного финансирования тормозит процесс профильного обучения;
  • трудности в составлении расписания учебных занятий при широком выборе предметов и элективных курсов по индивидуальному учебному плану;
  • трудности в выполнении функциональных обязанностей классного руководителя при организации профильного обучения по индивидуальным учебным планам.

Перспективы решения обозначенных проблем, по мнению участников секции, могут быть следующими:

  1. Введение ранней диагностики профилизации в школе, для этого нужно активизировать работу, как с учащимися, так и с родителями.
  2. Введение тьюторского сопровождения в школах для более эффективной организации профильного обучения.
  3. Организация профильного обучения должна быть системной и целенаправленной; необходимо активно взаимодействовать с учреждениями профессионального образования.

В ходе работы секции прозвучали некоторые интересные идеи по теме. Например, о введении профильного обучения с 7 класса; о разработке и введении интегрированных курсов по профессиональной ориентации учащихся («Развитие психологической готовности» и др.); о возобновлении работы лекториев о профессиях в библиотеках.

Из 13 выступлений и представленного стендового доклада следует выделить наиболее интересные выступления:

  1. Реховой Аллы Ивановны, заместителя директора по УВР МОУ СОШ №1 г. Онеги
  2. Колегичевой Тамары Владимировны, заместителя директора по УР МОУ СОШ №21 г. Северодвинска
  3. Маштаковой Юлии Александровны, заместителя директора по УР МОУ СОШ №21 г. Северодвинска
  4. Гуменюк Ирины Николаевны, заместителя директора по УВР МОУ СОШ №7 г. Коряжмы.

Отчет по работе секции №2
«Преподавание предметов математического и естественнонаучного циклов
на профильном уровне: проблемы и перспективы»

Руководители:

Лавринова А.П., канд.биол.наук, доцент кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО
Буркатовская Г.Р., преподаватель кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО

Аналитик:

Балагина Е.А., старший преподаватель кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО

Категория участников: учителя математики, физики, информатики, химии, биологии и технологии образовательных учреждений Архангельской области.

Всего: 23 человека из 7 муниципальных образований: гг. Архангельска, Северодвинска, Коряжмы, районов: Устьянский, Мезенский, Пинежский и Холмогорский.

На секции прозвучало 17 выступлений по проблеме конференции.

Выступающими учителями-предметниками был представлен опыт работы по профильному обучению. В своих выступлениях педагоги рассказали о важности использования исследовательской и проектной технологий в профильном обучении. Проведение практикумов рассматривалось как средство реализации компетентностного подхода в преподавании математики, физики, химии и биологии. Озвучено предложение о включении в элективные курсы для старшеклассников максимального количества часов для проведения практических работ естественнонаучного цикла.

Педагоги рассказали о вариативности изучения предмета «Информатика и ИКТ» в профильной школе» и выразили мнение, что в областную олимпиаду по информатике необходимо включать вопросы по всем модулям курса (в настоящее время олимпиада проводится по информатике только по модулю «Программирование»). Заслушав доклады о преподавании физики и химии на профильном уровне в сельской школе, было внесено предложение об организации дистанционного обучения в профильных классах для учащихся сельских школ Архангельской области.

Познакомившись с опытом реализации в профильных классах интегрированного подхода в преподавании технологии «Основы дизайна», участники конференции обсудили возможность создания новых профильных классов технологической направленности.

Учителя-предметники продемонстрировали свой профессионализм и компетентностный подход в реализации профильного обучения. Практически все выступления сопровождались мультимедийными презентациями. Участниками конференции активно обсуждались варианты решения той или иной проблемы, возникающей при реализации профильного обучения.

Педагоги, принявшие участие в работе секции №2, выразили большую благодарность организаторам конференции, отметили актуальность и важность обсуждаемых вопросов и пожелали новых встреч.

Отчет по работе секции № 3
«Преподавание предметов гуманитарного и эстетического циклов на профильном уровне: проблемы и перспективы»

Руководители:

Порхунова Оксана Викторовна, методист кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО
Маслова Елена Геннадьевна, методист кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО

Аналитики:

Горбунов Александр Валентинович, методист кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО
Верховцева Светлана Викторовна, старший преподаватель кафедры профессионального образования АО ИППК РО

На секции работали: учителя истории, обществознания, экономики, географии, иностранного языка, технологии образовательных учреждений, преподаватели системы НПО и СПО. Всего 10 человек из 6 муниципальных образований области (гг.Архангельск, Котлас, Коряжма, Мирный; районы: Пинежский, Устьянский.)

На секции выступили 10 человек. Перед выступлениями, каждому из участников был выдан бланк для оценки сообщений. На основании оценки предложенных материалов, наиболее удачными оказались следующие сообщения:

  1. «Подготовка к ЕГЭ по истории в профильном классе через проблемное обучение» - Завернина Ольга Ивановна, учитель истории и обществознания МОУ «Карпогорская СОШ № 118» Пинежского района.
  2. «Рейтинговая система оценки в профильном обучении» - Спицына Елена Леонидовна, учитель экономики МОУ «СОШ № 2» г. Коряжма.
  3. «Профилизация преподавания дисциплины «Основы философии» в Архангельском медицинском колледже» - Шубина Юлия Николаевна, преподаватель ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж».
  4. «Реализация интегрированного подхода в преподавании экономики» - Ржаницына Ирина Николаевна, учитель географии и экономики МОУ «СОШ № 7» г Котласа.

Основные вопросы и проблемы, поднятые на секции

Перспективы и возможные

пути решения

Разработка УМК

Электронный вариант учебников для ведения элективных курсов

Важность введения в практику работы педагогов современных образовательных технологий, в том числе дистанционного сопровождения учащихся

Подготовка тьюторов для ведения дистанционных курсов, разработка и распространение программ дистанционного обучения.

Выявление и распространение педагогического опыта применения ОТ

Вопросы интеграции курсов, во избежание повторов в изучении отдельных тем на разных предметах

Разработка интегрированных программ (на первом этапе, можно использовать возможности элективных курсов)

Вопросы финансирования (стремление ОУ оставить за собой все финансовые средства, нет особого желания привлекать педагогов «со стороны»)

Необходима постоянная работа со всеми категориями работников образования, о необходимости большей открытости ОУ, включать ресурсы взаимодействия (нормативные документы для этого есть)

Вопросы индивидуализации обучения в профильных классах и малых группах

Более четкая проработка нормативных документов на данную тему (включая и вопросы связанные с финансированием) Публикация опыта подобной работы в журнале «Северная Двина», размещение подобного опыта на областном образовательном портале

Разрешение экстренно возникающих вопросов у учителей и руководителей ОУ области

Выделить отдельную страничку открытого доступа по типу «Вопрос- ответ» на портале (сайте) института, выделив координатора этой работы одного из сотрудников АРЦДО

5. «Профильное обучение на старшей ступени общего образования в МОУ «ОУСШ» (социально-гуманитарный класс)» - Кротова Эльвира Владимировна, учитель истории, обществознания МОУ «ОУСШ».

По итогам конференции была принята резолюция.

Резолюция
Региональной научно-практической конференции
«Профильное обучение в Архангельской области: модели, ресурсы, возможности»

Архангельский областной институт
переподготовки и повышения квалификации
работников образования 3 – 4 декабря 2009 г

3 – 4 декабря 2009 г. в Архангельске на базе АО ИППК РО прошла региональная научно-практическая конференция «Профильное обучение в Архангельской области: модели, ресурсы, возможности» с целью анализа и обобщения регионального опыта организации профильного обучения.

В работе конференции приняли участие 67 человек, из 15 муниципальных образований Архангельской области. Среди участников конференции – специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители, заместители руководителей, педагоги школ и учреждений дополнительного профессионального образования, специалисты учреждений начального и среднего профессионального образования, преподаватели и методисты АО ИППК РО.

Участники конференции отмечают положительный опыт введения профильного обучения в учреждениях Архангельской области:

  1. Осуществлен массовый переход на федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования России от 09 марта 2004 года №1312.
  2. Департаментом образования при участии АО ИППК РО разработаны необходимые документы и методические рекомендации, определяющие введение профильного обучения в образовательных учреждениях Архангельской области.
  3. Имеется опыт сетевого взаимодействия образовательных учреждений (в том числе с учреждениями профессионального и дополнительного образования) в условиях муниципальной сети.
  4. Осуществляется психолого-педагогическое сопровождение процесса профилизации.
  5. Разработаны программы разнообразных элективных курсов предпрофильной подготовки.
  6. Обучение по индивидуальным учебным планам входит в практику деятельности образовательных учреждений.

Таким образом, на практике реализуются рекомендации областной научно-практической конференции «Профильное обучение в Архангельской области: опыт, проблемы, перспективы» (2004 год).

Представленные на конференции практики реализации профильного обучения обеспечивают новое качество образования, его доступность и эффективность.

Участники конференции полагают, что необходимо:

  • Развивать модель сетевой организации профильного обучения.
  • Распространять положительный опыт обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) в отдельной школе.
  • Организовать изучение профильных предметов в дистанционном режиме.
  • Использовать практику тьюторского сопровождения при индивидуализации образования.

Подводя итог региональной научно-практической конференции «Профильное обучение в Архангельской области: модели, ресурсы, возможности», участники отметили конструктивный характер состоявшегося обмена мнениями, открытость, теоретическую и практическую направленность пленарного заседания и работы секций.

В связи с вышеизложенным, участники конференции рекомендуют:

Архангельскому областному институту переподготовки и повышения квалификации работников образования:

  • оформить на сайте института раздел для размещения материалов из опыта работы педагогов по профильному обучению;
  • по результатам работы конференции опубликовать отчет на сайте АО ИППК РО и подготовить сборник материалов, в который войдут наиболее интересные выступления и разработки участников конференции;
  • продолжить повышение квалификации управленческих и педагогических кадров по вопросам обновления содержания образования;
  • организовать опытно-экспериментальную работу по отработке практики тьюторского сопровождения профильного обучения

Муниципальным органам управления образованием

  • обобщить и содействовать распространению лучшего муниципального опыта организации профильного обучения;
  • содействовать развитию сетевого взаимодействия образовательных учреждений в городах и районных центрах;
  • содействовать созданию системы государственно-общественного управления, ориентированной на повышение качества и социальной эффективности профильного обучения
  • способствовать распространению опыта работы по профильному обучению на районном и областном уровнях;
  • проводить областную олимпиаду по информатике с включением вопросов по всем модулям курса (олимпиада проводится по информатике только по модулю «Программирование»);
  • организовать дистанционное обучение в профильных классах для учащихся сельских школ области;
  • создавать условия для взаимодействия учреждений общего и профессионального образования по вопросам профильного обучения

Руководителям образовательных учреждений

  • создавать условия для осуществления индивидуализации профильного обучения
  • изучать и внедрять опыт дистанционного обучения профильных предметов
  • содействовать участию педагогов в непрерывном повышении квалификации в образовательном учреждении
  • организовать исследование социальной эффективности профильного обучения
  • расширить взаимодействие ОУ посредством видео-конференций
  • окружным центрам сетевого взаимодействия включать в план работы вопросы по обобщению опыта организации профильного обучения
  • создавать условия для взаимодействия учреждений общего и профессионального образования по вопросам профильного обучения

Педагогам и психологам образовательных учреждений

  • осуществлять психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения
  • изучать и реализовывать практики сопровождения учащихся, обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам
  • непрерывно повышать квалификацию по вопросам профильного обучения