Архангельский областной институт открытого образования
Отчет о проведении научно-практической конференции «Профильное обучение в Архангельской области: модели, ресурсы, возможности»
Отчет о проведении научно-практической конференции «Профильное обучение в Архангельской области: модели, ресурсы, возможности»
Отчет о проведении научно-практической конференции «Профильное обучение в Архангельской области: модели, ресурсы, возможности»
3 и 4 декабря в Архангельском областном институте переподготовки и повышения квалификации работников образования (АО ИППК РО) прошла вторая регионально-практическая конференция «Профильное обучение в Архангельской области: модели, ресурсы, возможности» с целью анализа и обобщения регионального опыта организации профильного обучения.
В конференции приняли участие 67 человек из 15 муниципальных образований Архангельской области. Среди участников конференции: руководители муниципальных органов управления образованием, руководители и заместители руководителей образовательных учреждений, представители высших учебных заведений, учителя-предметники, педагоги-психологи.
3 декабря былопроведенопленарное заседание с обсуждением следующих вопросов:
- Государственная политика в реализации профильного обучения. Анализ реализации профильного обучения в Архангельской области
- Научно-методическое сопровождение профильного обучения в Архангельской области
- Индивидуализация образования
- Организация сетевого взаимодействия в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования
- Организация профильных медико-биологических классов по модели «Школа-ВУЗ»
- Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения
- Экспериментальная работа по созданию модели организации полипофильного обучения в «Няндомской муниципальной средней школе №3»
В пленарное заседание конференции были включены выступления И.А. Куриловой, консультанта Департамента образования Архангельской области; Е.В. Балагиной, А.П. Лавриновой и Е.Г. Ромициной - специалистов АО ИППК РО; С.В. Рыбаковой, ведущего специалиста Комитета по попечительству Администрации МО «г. Котлас»; М.В. Меньшиковой, директора центра довузовского образования и профессиональной ориентации СГМУ; Н.Д. Тихониной и Е.Е.Карельской – представителей МОУ «Няндомская муниципальная СОШ №3».
Второй день конференции (4 декабря) был посвящен работе секций:
- Секция №1 «Управленческие аспекты реализации профильного обучения»
- Секция №2 «Преподавание предметов математического и естественно-научного циклов на профильном уровне: проблемы и перспективы»
- Секция №3 «Преподавание предметов гуманитарного и эстетического циклов на профильном уровне: проблемы и перспективы»
Отчет по работе секции №1
«Управленческие аспекты реализации профильного обучения»
4 декабря 2009 года
Руководители:
Федосеева Ирина Васильевна, заведующий кафедрой управления образованием АО ИППК РО
Балагина Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры управления образованием АО ИППК РО
Аналитик:
Бубякина Наталья Егоровна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой профессионального образования АО ИППК РО
В работе секции №1 приняло участие 17 педагогов из гг. Архангельска, Северодвинска, Коряжмы, Котласа, а также из Холмогорского, Пинежского, Каргопольского, Онежского районов Архангельской области. В работе секции приняли участие заместители директоров муниципальных и областных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по учебной и учебно-воспитательной работе, а так же методисты и педагоги-психологи.
Тематика выступлений участников секции охватывала различные аспекты управленческой деятельности: от создания организационных условий до психолого-педагогического сопровождения реализации профильного обучения. Следует отметить, что прозвучали выступления, в которых были обозначены особенности профильного обучения в городских условиях и сельской местности; в условиях массовой и малокомплектной школы. Тем не менее, в ходе выступлений четко были обозначены три основных вопроса, предложенных для обсуждения участникам секции:
- Организация профильного обучения в школах и на базе учреждений профессионального образования.
- Особенности организации и реализации профильного обучения (в сельской местности, в городских условиях).
- Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.
В результате обсуждения были выделены некоторые проблемы организации профильного обучения:
- демографическая ситуация в городе и на селе, а именно малая наполняемость классов не способствует развитию профильного обучения;
- отсутствие дополнительного финансирования тормозит процесс профильного обучения;
- трудности в составлении расписания учебных занятий при широком выборе предметов и элективных курсов по индивидуальному учебному плану;
- трудности в выполнении функциональных обязанностей классного руководителя при организации профильного обучения по индивидуальным учебным планам.
Перспективы решения обозначенных проблем, по мнению участников секции, могут быть следующими:
- Введение ранней диагностики профилизации в школе, для этого нужно активизировать работу, как с учащимися, так и с родителями.
- Введение тьюторского сопровождения в школах для более эффективной организации профильного обучения.
- Организация профильного обучения должна быть системной и целенаправленной; необходимо активно взаимодействовать с учреждениями профессионального образования.
В ходе работы секции прозвучали некоторые интересные идеи по теме. Например, о введении профильного обучения с 7 класса; о разработке и введении интегрированных курсов по профессиональной ориентации учащихся («Развитие психологической готовности» и др.); о возобновлении работы лекториев о профессиях в библиотеках.
Из 13 выступлений и представленного стендового доклада следует выделить наиболее интересные выступления:
- Реховой Аллы Ивановны, заместителя директора по УВР МОУ СОШ №1 г. Онеги
- Колегичевой Тамары Владимировны, заместителя директора по УР МОУ СОШ №21 г. Северодвинска
- Маштаковой Юлии Александровны, заместителя директора по УР МОУ СОШ №21 г. Северодвинска
- Гуменюк Ирины Николаевны, заместителя директора по УВР МОУ СОШ №7 г. Коряжмы.
Отчет по работе секции №2
«Преподавание предметов математического и естественнонаучного циклов
на профильном уровне: проблемы и перспективы»
Руководители:
Лавринова А.П., канд.биол.наук, доцент кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО
Буркатовская Г.Р., преподаватель кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО
Аналитик:
Балагина Е.А., старший преподаватель кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО
Категория участников: учителя математики, физики, информатики, химии, биологии и технологии образовательных учреждений Архангельской области.
Всего: 23 человека из 7 муниципальных образований: гг. Архангельска, Северодвинска, Коряжмы, районов: Устьянский, Мезенский, Пинежский и Холмогорский.
На секции прозвучало 17 выступлений по проблеме конференции.
Выступающими учителями-предметниками был представлен опыт работы по профильному обучению. В своих выступлениях педагоги рассказали о важности использования исследовательской и проектной технологий в профильном обучении. Проведение практикумов рассматривалось как средство реализации компетентностного подхода в преподавании математики, физики, химии и биологии. Озвучено предложение о включении в элективные курсы для старшеклассников максимального количества часов для проведения практических работ естественнонаучного цикла.
Педагоги рассказали о вариативности изучения предмета «Информатика и ИКТ» в профильной школе» и выразили мнение, что в областную олимпиаду по информатике необходимо включать вопросы по всем модулям курса (в настоящее время олимпиада проводится по информатике только по модулю «Программирование»). Заслушав доклады о преподавании физики и химии на профильном уровне в сельской школе, было внесено предложение об организации дистанционного обучения в профильных классах для учащихся сельских школ Архангельской области.
Познакомившись с опытом реализации в профильных классах интегрированного подхода в преподавании технологии «Основы дизайна», участники конференции обсудили возможность создания новых профильных классов технологической направленности.
Учителя-предметники продемонстрировали свой профессионализм и компетентностный подход в реализации профильного обучения. Практически все выступления сопровождались мультимедийными презентациями. Участниками конференции активно обсуждались варианты решения той или иной проблемы, возникающей при реализации профильного обучения.
Педагоги, принявшие участие в работе секции №2, выразили большую благодарность организаторам конференции, отметили актуальность и важность обсуждаемых вопросов и пожелали новых встреч.
Отчет по работе секции № 3
«Преподавание предметов гуманитарного и эстетического циклов на профильном уровне: проблемы и перспективы»
Руководители:
Порхунова Оксана Викторовна, методист кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО
Маслова Елена Геннадьевна, методист кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО
Аналитики:
Горбунов Александр Валентинович, методист кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО
Верховцева Светлана Викторовна, старший преподаватель кафедры профессионального образования АО ИППК РО
На секции работали: учителя истории, обществознания, экономики, географии, иностранного языка, технологии образовательных учреждений, преподаватели системы НПО и СПО. Всего 10 человек из 6 муниципальных образований области (гг.Архангельск, Котлас, Коряжма, Мирный; районы: Пинежский, Устьянский.)
На секции выступили 10 человек. Перед выступлениями, каждому из участников был выдан бланк для оценки сообщений. На основании оценки предложенных материалов, наиболее удачными оказались следующие сообщения:
- «Подготовка к ЕГЭ по истории в профильном классе через проблемное обучение» - Завернина Ольга Ивановна, учитель истории и обществознания МОУ «Карпогорская СОШ № 118» Пинежского района.
- «Рейтинговая система оценки в профильном обучении» - Спицына Елена Леонидовна, учитель экономики МОУ «СОШ № 2» г. Коряжма.
- «Профилизация преподавания дисциплины «Основы философии» в Архангельском медицинском колледже» - Шубина Юлия Николаевна, преподаватель ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж».
- «Реализация интегрированного подхода в преподавании экономики» - Ржаницына Ирина Николаевна, учитель географии и экономики МОУ «СОШ № 7» г Котласа.
Основные вопросы и проблемы, поднятые на секции |
Перспективы и возможные пути решения |
Разработка УМК |
Электронный вариант учебников для ведения элективных курсов |
Важность введения в практику работы педагогов современных образовательных технологий, в том числе дистанционного сопровождения учащихся |
Подготовка тьюторов для ведения дистанционных курсов, разработка и распространение программ дистанционного обучения. Выявление и распространение педагогического опыта применения ОТ |
Вопросы интеграции курсов, во избежание повторов в изучении отдельных тем на разных предметах |
Разработка интегрированных программ (на первом этапе, можно использовать возможности элективных курсов) |
Вопросы финансирования (стремление ОУ оставить за собой все финансовые средства, нет особого желания привлекать педагогов «со стороны») |
Необходима постоянная работа со всеми категориями работников образования, о необходимости большей открытости ОУ, включать ресурсы взаимодействия (нормативные документы для этого есть) |
Вопросы индивидуализации обучения в профильных классах и малых группах |
Более четкая проработка нормативных документов на данную тему (включая и вопросы связанные с финансированием) Публикация опыта подобной работы в журнале «Северная Двина», размещение подобного опыта на областном образовательном портале |
Разрешение экстренно возникающих вопросов у учителей и руководителей ОУ области |
Выделить отдельную страничку открытого доступа по типу «Вопрос- ответ» на портале (сайте) института, выделив координатора этой работы одного из сотрудников АРЦДО |
5. «Профильное обучение на старшей ступени общего образования в МОУ «ОУСШ» (социально-гуманитарный класс)» - Кротова Эльвира Владимировна, учитель истории, обществознания МОУ «ОУСШ».
По итогам конференции была принята резолюция.
Резолюция
Региональной научно-практической конференции
«Профильное обучение в Архангельской области: модели, ресурсы, возможности»
Архангельский областной институт
переподготовки и повышения квалификации
работников образования 3 – 4 декабря 2009 г
3 – 4 декабря 2009 г. в Архангельске на базе АО ИППК РО прошла региональная научно-практическая конференция «Профильное обучение в Архангельской области: модели, ресурсы, возможности» с целью анализа и обобщения регионального опыта организации профильного обучения.
В работе конференции приняли участие 67 человек, из 15 муниципальных образований Архангельской области. Среди участников конференции – специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители, заместители руководителей, педагоги школ и учреждений дополнительного профессионального образования, специалисты учреждений начального и среднего профессионального образования, преподаватели и методисты АО ИППК РО.
Участники конференции отмечают положительный опыт введения профильного обучения в учреждениях Архангельской области:
- Осуществлен массовый переход на федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования России от 09 марта 2004 года №1312.
- Департаментом образования при участии АО ИППК РО разработаны необходимые документы и методические рекомендации, определяющие введение профильного обучения в образовательных учреждениях Архангельской области.
- Имеется опыт сетевого взаимодействия образовательных учреждений (в том числе с учреждениями профессионального и дополнительного образования) в условиях муниципальной сети.
- Осуществляется психолого-педагогическое сопровождение процесса профилизации.
- Разработаны программы разнообразных элективных курсов предпрофильной подготовки.
- Обучение по индивидуальным учебным планам входит в практику деятельности образовательных учреждений.
Таким образом, на практике реализуются рекомендации областной научно-практической конференции «Профильное обучение в Архангельской области: опыт, проблемы, перспективы» (2004 год).
Представленные на конференции практики реализации профильного обучения обеспечивают новое качество образования, его доступность и эффективность.
Участники конференции полагают, что необходимо:
- Развивать модель сетевой организации профильного обучения.
- Распространять положительный опыт обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) в отдельной школе.
- Организовать изучение профильных предметов в дистанционном режиме.
- Использовать практику тьюторского сопровождения при индивидуализации образования.
Подводя итог региональной научно-практической конференции «Профильное обучение в Архангельской области: модели, ресурсы, возможности», участники отметили конструктивный характер состоявшегося обмена мнениями, открытость, теоретическую и практическую направленность пленарного заседания и работы секций.
В связи с вышеизложенным, участники конференции рекомендуют:
Архангельскому областному институту переподготовки и повышения квалификации работников образования:
- оформить на сайте института раздел для размещения материалов из опыта работы педагогов по профильному обучению;
- по результатам работы конференции опубликовать отчет на сайте АО ИППК РО и подготовить сборник материалов, в который войдут наиболее интересные выступления и разработки участников конференции;
- продолжить повышение квалификации управленческих и педагогических кадров по вопросам обновления содержания образования;
- организовать опытно-экспериментальную работу по отработке практики тьюторского сопровождения профильного обучения
Муниципальным органам управления образованием
- обобщить и содействовать распространению лучшего муниципального опыта организации профильного обучения;
- содействовать развитию сетевого взаимодействия образовательных учреждений в городах и районных центрах;
- содействовать созданию системы государственно-общественного управления, ориентированной на повышение качества и социальной эффективности профильного обучения
- способствовать распространению опыта работы по профильному обучению на районном и областном уровнях;
- проводить областную олимпиаду по информатике с включением вопросов по всем модулям курса (олимпиада проводится по информатике только по модулю «Программирование»);
- организовать дистанционное обучение в профильных классах для учащихся сельских школ области;
- создавать условия для взаимодействия учреждений общего и профессионального образования по вопросам профильного обучения
Руководителям образовательных учреждений
- создавать условия для осуществления индивидуализации профильного обучения
- изучать и внедрять опыт дистанционного обучения профильных предметов
- содействовать участию педагогов в непрерывном повышении квалификации в образовательном учреждении
- организовать исследование социальной эффективности профильного обучения
- расширить взаимодействие ОУ посредством видео-конференций
- окружным центрам сетевого взаимодействия включать в план работы вопросы по обобщению опыта организации профильного обучения
- создавать условия для взаимодействия учреждений общего и профессионального образования по вопросам профильного обучения
Педагогам и психологам образовательных учреждений
- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения
- изучать и реализовывать практики сопровождения учащихся, обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам
- непрерывно повышать квалификацию по вопросам профильного обучения