МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Котласа

07.12.2009

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Котласа

«Мы каждым поступком готовы Отчизну свою прославлять!»

В настоящее время в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, знание истории своего народа, верность героическим традициям, уважение к памяти павшим за Родину, честь и достоинство и других, на практике это проявляется в социальной незрелости молодых людей. Основной причиной можно назвать отсутствие общей стратегии в осуществлении патриотического воспитания подрастающего поколения. Естественно, что в таких условиях проблема практического воспитания подростков становится одной из актуальнейших. Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что огромное значение в становлении патриотизма, как важнейшей ценности, являющейся духовным достоянием личности, приобретает поиск и разработка новых подходов к созданию основ деятельности с учащимися. На наш взгляд- это организация кадетских (юридических) классов. Она стала возможной по ряду сложившихся условий:

  • интерес учащихся, родителей (родительского комитета), педагогов школы к данному виду деятельности;
  • наличие школьного историко-краеведческого музея «Макариха», основной целью которого является формирование гражданина общества, которому свойственны патриотизм, законопослушность, уважающего себя и других, способного сделать выбор в ситуации морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом;
  • открытие мемориальной доски выпускнику школы Д. Сорокину, погибшему в Чеченской республике при исполнении воинского долга;
  • установившиеся связи с учреждениями города, которые помогают в организации воспитательного процесса;
  • взаимосвязь с Филиалом Центра профессиональной подготовки УВД по Архангельской области в г. Котласе.

В сентябре 2006 года с целью формирования патриотического, духовно- нравственного воспитания учащихся, пропаганды и популяризации среди подрастающего поколения здорового образа жизни, обучении основам правовых и специальных знаний на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Котласа, согласно приказу Отдела образования, был создан кадетский (юридический) класс. В связи с тем, что сроки обучения в кадетском (юридическом) классе- 2 года, в 2007-2008 и последующих учебных годах, также были организованы кадетские (юридические) классы.

Правовой базой для создания кадетских (юридических) классов является:

  • распоряжение Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года №118-рп «О создании общеобразовательных учреждений- кадетских школ (школ- интернатов)»;
  • постановление правительства Российской Федерации об утверждении типового положения о кадетской школе от 15 ноября 1997 года №1427;
  • областной закон «Об образовании» от 03 апреля 1996 года № 38-22-03;
  • муниципальная социально- экономическая целевая программа «Патриотическое воспитание граждан РФ в муниципальном образовании «Котлас» на 2007-2010 годы;
  • устав школы.

Формируя кадетские (юридические) классы, педагогический коллектив школы сформулировал задачи, которые решает в ходе учебно-воспитательного процесса:

  • создать культурно-образовательное пространство школы, позволяющее учащимся реализовать себя как граждан России;
  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому наследию прошлому России, к традициям родного края;
  • определить вероятные пути взаимодействия образовательных и общественных учреждений по вопросам патриотического воспитания.

Таким образом, обучение (согласно положению «О кадетском (юридическом) классе») происходит в субботу в соответствии с базисным учебным планом . Оно включает в себя подготовку по следующим дисциплинам:

  • физическая подготовка (с освоением основ рукопашного боя);
  • огневая подготовка (изучение материальной части оружия, порядок обращения с ним, порядок применения);
  • основы правовых знаний (изучение основных положений Конституции РФ, административного, уголовного, уголовно-процессуального и гражданского законодательства);
  • основы психологии;
  • медицинская подготовка;
  • основы тактико-специальной подготовки;
  • основы специальной техники;
  • история МВД, МЧС и ВС Российской Федерации;
  • профессиональная культура и этика юного кадета;
  • основы криминалистики;
  • ОБЖ;
  • деятельность аварийно-спасательных служб и формирование Министерства по ЧС Российской Федерации;
  • строевая подготовка.

Обучение кадетов проводят сотрудники командно-преподавательского состава Филиала Центра профессиональной подготовки УВД по Архангельской области в г. Котласе. Специалисты по профессиональной подготовке организуют учебно-воспитательный процесс, выбирают формы, методы и средства обучения, создают необходимые условия для освоения профессиональных и образовательных программ. Все программы разработаны командно-преподавательским составом и утверждены начальником Филиала Центра профессиональной подготовки УВД по Архангельской области. Кроме того, в учебном плане кадетских (юридических) классов предусмотрено увеличение занятий по таким предметам, как иностранный язык и история.

Что касается содержания этих учебных дисциплин, то, скажем, программа по дисциплине «Профессиональная культура и этика юного кадета» направлена на развитие нравственного и эстетического воспитания учащихся, формируя у них целостное представление о профессиональной этике юного кадета, а также сотрудника милиции (для желающих продолжить обучение в учебных заведениях МВД РФ). На изучение данной дисциплины в учебном плане предусмотрено 12 часов в год.

Другая программа–физическая подготовка (с освоением основ рукопашного боя)–сориентирована на гармоничное физическое развитие, на овладение теоретическими знаниями и практическими навыками самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самостоятельных занятий физической культуры, что позволяет последовательно решать задачи физического воспитания учащихся, формируя у них целостное представление о рукопашном бое. Техническое выполнение приемов рукопашного боя и тактика их применения, а также собственно рукопашный бой несут в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков, координации и развития физических способностей учащихся.

Занятия по дисциплине «Основы правовых знаний» предполагают приобщение учащихся к познанию основных отраслей права, т.е. совокупности юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы общественных отношений. В результате изучения учебной дисциплины кадеты должны изучить общие положения российского законодательства, получить твердые убеждения в высшей ценности права, т. е. системы особых социальных норм, которые устанавливаются и защищаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества, а также необходимости укрепления правового государства, защиты конституционного строя. Курс данной дисциплины состоит из четырех разделов:

  • общие положения Российского законодательства;
  • общие положения Административного законодательства;
  • общие положения уголовного и уголовно- процессуального законодательства;
  • основы гражданского, семейного и трудового законодательства.

В результате изучения учебной дисциплины кадеты должны знать: конституцию РФ, роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни в целом, основные отрасли российского законодательства, основы административного, уголовного и уголовно- процессуального законодательств России в объеме, необходимом для повышения общего развития, основы трудового, семейного и гражданского законодательства.

Выпускники, успешно закончившие кадетский (юридический) класс получают соответствующее свидетельство и рекомендацию для поступления в учебные заведения системы Министерства внутренних дел и Министерства по чрезвычайным ситуациям.(Приложение №1)

Хотим отметить, что учебный процесс сопровождает психолог, который три раза в год проводит психодиагностику, а раз в триместр организует консультации для родителей и учащихся. Работа психолога направлена на профилактику адаптации учащихся в коллективе, определения уровня нравственной воспитанности и особенности ценностных отношений к жизни, людям, к самим себе. С целью формирования положительного отношения к самому себе, роли каждого учащегося в сплочение коллектива психологом проводится цикл занятий с учащимися на тему «Самооценка. Самопрезентация». Результаты диагностики свидетельствуют о том, что у большинства учащихся (80,95%) устойчивые желательные (т. е. положительные) ценностные отношения к жизни, к людям, к самим себе и достаточно высокий уровень нравственной воспитанности, и сформированной ориентации на «другого человека». В то же время у 19,95% показатели теста Шурковой Н.Е. свидетельствуют о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, что, в принципе, может быть характерно для юношеского возраста.

Несколько слов о воспитательной работе, которая строится в кадетских классах на основе развития временного самоуправления, т. е. создаются органы для подготовки и проведения одного дела, при этом состав органов самоуправления обновляется, что способствует привлечению каждого кадета к участию в делах кадетского класса. У кадетских (юридических) классов есть также свои: эмблема, гимн и форма. (Приложение №2) Знаменательным событием для юных кадетов является принятие присяги (торжественного обещания кадета). Посвящение в кадеты проходит на высоком уровне, на базе Центра Профессиональной подготовки УВД по Архангельской области в г. Котласе.

Перспективный план мероприятий для учащихся кадетских классов на 2009-2010 учебный год

мероприятие

дата

место проведения, ответственные

-Торжественная линейка, посвященная началу марафона;

- Посещение военкомата;

-Соревнования по баскетболу.

12 октября 2009 в 15.00

16 октября 2009 в 14.30

24 октября 2009

-зам. директора по ВР.,

- кл. руководители,

-специалисты ЦПП УВД по Арх. области г. Котласа

- кл. руководители,

-специалисты ЦПП УВД по Арх. области г. Котласа

-специалист по профессиональной подготовки

- Посещение воинской части в п. Савватии;

- Выставка фотографий «История военных лет в моей семье»;

- Поздравление ветеранов МВД.

ноябрь
(по согласованию с командиром ВЧ)

2-7 ноября 2009

10 ноября 2009

-зам. директора по ВР.,

- кл. руководители,

-специалисты ЦПП УВД по Арх. области г. Котласа

-кл .руководители

-Соревнования по волейболу;

-Урок мужества «Имя героя в памяти школы», посвященный Д.В. Сорокину;

- Принятие присяги (10 класс);

12 декабря 2009

19 декабря 2009

26 декабря 2009

-специалист по профессиональной подготовке;

- руководитель музея «Макариха»,

-зам. директора по ВР.,

- кл. руководители,

-зам. директора по ВР.,

- кл. руководители,

-специалисты ЦПП УВД по Арх. области г. Котласа

- Посещение воинской части в п. Савватии;

- Товарищеская встреча по настольному теннису.

январь 2010

(по согласованию с командиром ВЧ)

23 января

-зам. директора по ВР.,

- кл. руководители,

-специалисты ЦПП УВД по Арх. области г. Котласа

-специалист по профессиональной подготовки

-Спортивная эстафета «Сильные, смелые, ловкие»

13 февраля 2010

-специалист по профессиональной подготовки;

-Соревнования «Лучший стрелок»

20 марта 2010

-специалисты ЦПП УВД по Арх. области г. Котласа

-Викторина «Ратные страницы истории Отечества»;

-Операция «Защита» (медицина)

12 апреля 2010

«День науки»

-специалисты ЦПП УВД по Арх. области г. Котласа

- Турнир знатоков «Поклонимся великим тем годам…»;

- Поздравление коллектива в честь образования Филиала центра профессиональной подготовки УВД по Арх. обл.

- Подведение итогов ВР за год, награждение.

8 мая 2010

6 мая 2010

15 мая 2010

- кл. руководители,

-специалисты ЦПП УВД по Арх. области г. Котласа

-зам. директора по ВР.,

- специалисты ЦПП УВД по Арх. области г. Котласа

- зам. директора по ВР;

-специалисты ЦПП УВД по Арх. области г. Котласа

<з>Мы считаем, что воспитательный процесс в кадетских (юридических) классах в первую очередь направлен на то, чтобы способствовать формированию у подрастающего поколения таких качеств, как честь и доброта, уважение к человеку, готовность защитить слабого, способность преодолевать трудности, качеств гражданина и патриота, готового при необходимости отстоять свои духовные ценности.

Мы надеемся, что инициатива по созданию кадетских (юридических) классов будет иметь и дальше свое счастливое и продуктивное продолжение, и в настоящий момент видим такие перспективы, как:

  • развитие системы информационного обеспечения подрастающего поколения, связанной с историческим прошлым микрорайона, города;
  • создание организационно- методического комплекса по предоставлению информационного обеспечения;
  •  взаимодействие образовательного учреждения со всеми организациями ведомствами, занимающимися патриотическим образованием;
  • создание культурно- образовательного пространства, позволяющего учащимся реализовать себя как граждан России.

Заместитель директора по ВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Котлас Архангельская область А.А. Капустина