Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Информация
АО ИОО
Проверь свои знания
Тесты к юбилею Архангельской области
Официальная символика
Официальная символика

Яндекс.Метрика

Дополнительное образование

Доклад "О мерах по развитию дополнительного образования детей в Архангельской области"


О мерах по развитию дополнительного образования детей

в Архангельской области

Сфере дополнительного образования детей в современном обществе отводится особая роль. Именно дополнительное образование помогает детям раскрыть свои дарования, таланты, обрести вкус к творчеству, сделать первые шаги в будущей профессии. Дополнительное не означает второстепенное. Это важная составляющая целостного развития личности.

Именно эта идея представлена в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», указах Президента Российской Федерации.

Мероприятия по реализации Концепции нашли отражение
в региональной Дорожной карте «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования», в разделе «Дополнительное образование». В ней все основные задачи и мероприятия,
а также критерии и показатели, по которым оценивается эффективность
и результативность нашей работы.

Согласно федеральному плану реализации Концепции министерством утвержден соответствующий региональный план на 2016 год. В докладе представлены основные направления деятельности и мероприятия по его реализации.

Прежде всего, это обеспечение доступности дополнительного образования.

В 2016 году региональная система дополнительного образования детей представлена 91 организациями, из них 49 организаций работают в сфере образования, 30 организаций – в сфере культуры, 12 – в сфере спорта. В данном случае речь идет об организациях – юридических лицах.

В течение последних лет в Архангельской области наблюдается сокращение количества организаций дополнительного образования детей сферы образования, культуры и спорта:2016 год - 91, 2015 год – 94, 2014 год – 107; также наблюдается сокращение численности детей, обучающихся в данных организациях: 2016 год - 95 496, 2015 год - 95 496, 2014 год – 101 150; (данные федерального статистического наблюдения, форма № 1-ДО «Сведения об учреждениях дополнительного образования детей»).

При этом количество детей, занимающихся в объединениях общеобразовательных организаций за последние годы увеличилось: 2016 - 108 452, 2015 год – 108 452, 2014 год – 70 441(данные федерального статистического наблюдения, форма № 76-рик «Сведения об учреждениях, реализующих программы общего образования»).

Наиболее массовыми среди обучающихся являются объединения дополнительного образования следующих направленностей:

художественная - 38 процентов из числа обучающихся;

физкультурно-спортивная - 29 процентов;

техническая, спортивно-техническая – 7,3 процента.

В целом за последние годы в Архангельской области охват детей
в возрасте 5-18 лет дополнительными общеобразовательными программами не сокращается, в 2016 году он составляет 65 процентов, что соответствует плановым показателям, предусмотренным в дорожной карте. (2015 – 64 процента, 2014 год – 62 процента, 2013 год – 60 процента)

Изменение сети организаций дополнительного образования неизбежно и в дальнейшем. Это обусловлено, в том числе и изменениями в нормативно-правовой базе сфер образования, культуры, спорта.

Так, Минспортом России утвержден План по преобразованию
детско-юношеских спортивных школ и спортивных школ олимпийского резерва в организации, осуществляющие спортивную подготовку, а также разработаны рекомендации по переходу детско-юношеских спортивных школ в организации нового типа – спортивные школы.

В настоящее время спортивный резерв готовят образовательные организации дополнительного образования, цели и задачи которых направлены, прежде всего, на развитие детей, а не на достижение высоких спортивных достижений.

В связи с этим агентству по спорту Архангельской области совместно
с органами местного самоуправления предстоит проработать вопрос
по преобразованию муниципальных детско-юношеских спортивных школ
в спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва, разработав совместный план работы по данному направлению.

В тоже время перед органами исполнительной власти и органами местного самоуправления стоит задача не допустить сокращения сети
и обеспечить максимальный охват детей качественным дополнительным образованием.

Второе важное направление деятельности - это обеспечение надлежащего учета детей, обучающихся в системе дополнительного образования.

Сегодня все понимают, что имеющуюся статистику охвата детей дополнительным образованием нельзя считать объективной. Данная сфера предполагает посещение школьниками одного и более объединений, что затрудняет учет реального количества обучающихся. Одновременно с этим, есть дети, которые выбирают для себя объединение, но в силу того, что дополнительное образование не является обязательным, могут не завершить обучение по выбранной программе.

В течение 2016 года наши министерством совместно с министерством связи и информационных технологий проведена работа по созданию регионального сегмента единой федеральной межведомственной информационной системы «Контингент». На данный момент идет аттестация системы и обучение сотрудников по ее эксплуатации.

В ближайшее время начнется наполнение системы, которое планируется завершить к 01 февраля 2017 года. Данная работа будет проводиться нами совместно с министерством культуры и агентством
по спорту, органами местного самоуправления, образовательными организациями, что отражено в проекте распоряжения.

Внедрение данной системы в 2016/17 учебном году позволит получить объективную картину охвата обучающихся дополнительным образованием, а также обеспечить контроль за посещением детьми выбранных программ обучения, а также контроль за предоставлением органами местного самоуправления данных для расчета субвенции в части дополнительного образования.

Третье направление - обеспечение качества дополнительного образования

Содержание и технологии обучения в системе дополнительного образования должны соответствовать требованиям времени. Ведущую роль в формировании нового педагогического опыта и его распространения играют областные учреждения. Это своего рода лидеры, которые объединяют вокруг себя других. Они внимательно следят за всеми происходящими изменениями и тенденциями, организуют взаимодействие с федеральными центрами дополнительного образования, иными заинтересованными организациями и специалистами:

Дворец детского и юношеского творчества,

Детская школа народных ремесел,

Музыкальная школа № 1 Баренцева региона.

Как положительное следует отметить, что такими учреждениями
– лидерами становятся и муниципальные учреждения:

Центр юношеского научно-технического творчества г. Северодвинска
– техническая направленность;

Детско-юношеский центр г. Северодвинска – вопросы детского самоуправления, медийное направление.

В течение 2016 года данными учреждениями организуются областные конкурсные и образовательные мероприятия как для детей, так и педагогов: различные фестивали, семинары, практикумы, методические дни, которые очень востребованы.

Данные учреждения разрабатывают разнообразные инновационные проекты и программы, например:

по развитию дистанционных образовательных технологий (Дворец детского и юношеского творчества),

поддержке одаренных и талантливых детей (Детско-юношеский центр Вельского района),

профориентации на инженерные специальности (Центр юношеского научно-технического творчества г. Северодвинска) и другие.

Проект «Молодые таланты Поморья» Дворца детского и юношеского творчества получил статус федеральной инновационной площадки.

«Молодые таланты Поморья» – это деятельность творческих лабораторий:

художественной направленности (театр, вокал, дизайн костюма, изобразительное искусство, хореография);

естественнонаучной направленности (экология);

технической направленности (судомоделирование, робототехника);

социально-педагогической направленности (журналистика).

Руководителями лабораторий являются мастера, авторитетные специалисты, педагоги. Например, в мастерской дизайн костюма с детьми работал художник-модельер Николай Терюхин. Мастер-классы в мастерской «Вокал» проводила полуфиналистка федерального проекта «Новая звезда», воспитанница объединения областного дворца детского и юношеского творчества «Страна чудес» Елизавета Павлюкова.

В мастерской судомоделизма с ребятами занимался Виктор Леонидович Нечеухин, педагог, воспитавший членов сборной России – чемпионов мира этого года. В этом году наши ребята в Калиниграде впервые на чемпионате мира успешно представили свои модели на английском языке и завоевали золото и два серебра в одной из самых массовых номинаций – модели из пластика.

Участники проекта на первой установочной сессии обучаются
на занятиях и мастер-классах и получают домашнее задание –индивидуальный или групповой проект. Над проектом школьники работают в течение учебного года, получая консультации от своего наставника,
в том числе посредством дистанционных технологий. В конце учебного года участники проекта представят результаты своего труда и защитят свою работу перед мастером.

В проекте принимают участие школьники из большинства муниципальных образований Архангельской области. И в этом его огромная ценность.

Другой пример наших коллег из министерства культуры Архангельской области. На базе Архангельского музыкального колледжа организуется творческая школа «Юные музыканты Поморья». В рамках творческой школы обучающиеся и преподаватели детских музыкальных и детских школ искусств посетили мастер-классы преподавателя колледжа имени Гнесиных профессора Петрозаводской государственной консерватории, а также преподавателей Архангельского музыкального колледжа.

Названные проекты, а также другие – в сфере экологии, туризма и краеведения, патриотического воспитания, иных важных направлений будут продолжаться.

При реализации проектов в том числе активно используются ресурсы летних оздоровительных лагерей. Так, в рамках тематической смены детского оздоровительного лагеря «Зеленая поляна» уже не первый год организуется Школа детского самоуправления. Эта школа работает по двум направлениям: лидерство и журналистика.

Такие проекты, а также иные областные мероприятия в системе дополнительного образования очень важны. Они объединяют единомышленников, детей и педагогов, создают условия для профессионального роста. Являются с одной стороны «публичными отчетами» объединений, а с другой, стимулом для разработки и обновления программ дополнительного образования. Кроме этого, играют неоценимую роль в профориентационной работе.

Так, объединение дополнительного образования «Звезда» Урдомской средней школы, команда которого представлена на фото – постоянные участники мероприятий «Юный спасатель» и «Школа безопасности». Это межведомственное мероприятие организуется Главным управлением МЧС
и Правительством Архангельской области в рамках программы патриотического воспитания. Данная команда успешно представила наш регион и на межрегиональных соревнованиях в Карелии. Сегодня четверо представителей команды являются студентами Института комплексной безопасности Северного (Арктического) федерального университета.

Обучающиеся – активные участники мероприятий поощряются поездками в федеральные учреждения – Всероссийские детские центры «Орленок», «Смена» и «Океан», Международный детский центр «Артек».

Ежегодно количество областных мероприятий, проводимых
во всех ведомствах, растет. Все они весьма актуальны и значимы, но информация о них в образовательные организации поступает зачастую хаотично и несвоевременно. По этой причине необходим единый календарь наиболее значимых областных мероприятий и событий, формирование которого также предусмотрено проектом распоряжения сегодняшнего заседания правительства.

Особе местно в системе работы по обновлению содержания и технологий дополнительного образования отводится развитию технического творчества, инженерно-технических компетенций, поскольку способствует привлечению молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышению престижа научно-технических профессий.

В Архангельской области сформировались своего рода «центры» технического творчества, в которых развиваются традиционные направления: авиамоделирование (Архангельск, Северодвинск), судомоделирование (Архангельск, Северодвинск, Мирный, Коряжма), ракетомоделирование (Архангельск, Северодвинск, Мирный), картинг (Северодвинск, Коряжма, Новодвинск), а также новые, например, робототехника, авиаробототехника, 3D-моделирование, веб-дизайн.

В 2016 году министерство образования и науки Архангельской области совместно с Агентством стратегических инициатив, корпорацией развития Архангельской области приступили к разработке проекта «Детский Арктический Технопарк Архангельской области». Также запланирован старт движения JuniorSkills в Архангельской области, разработка системы образовательных и конкурсных мероприятий. Начало работы программ Технопарка запланировано на 2017 год.

Детский Арктический Технопарк Архангельской области
– это комплекс подразделений образовательных организаций (технозон), реализующих программы дополнительного образования.

В основу работы технозон положено проектное обучение. Проектное обучение реализуется при взаимодействии с предприятиями реального сектора экономики, где предприятие является «заказчиком» и ставит задачу. Из числа обучающихся формируется одна или несколько групп – проектных команд. Проектная команда теоретически решает задачу, проводит испытание и затем представляет готовый продукт.

Конечно, решение подобных задач под силу не новичкам, а тем, у кого уже есть начальный, средний уровень подготовки. Потому строить технозоны нашего технопарка мы планируем на базе уже существующих объединений технического творчества, имеющих неплохой опыт
в данной сфере.

Так, центром юношеского научно-технического творчества
г. Северодвинска ведется системная работа с акционерным обществом «Северное машиностроительное предприятие». Производственным объединением «СЕВМАШ» назначена дополнительная стипендия в размере
5 000 рублей студентам института судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз) призерам областного фестиваля технического творчества «Креатив», который традиционно проводит центр технического творчества.

Негосударственные организации, работающие в сфере технического творчества, на равных правах принимают участие в мероприятиях
для обучающихся и педагогических работников.

Наша задача объединить негосударственный сектор, там работает много высококлассных специалистов по интереснейшим направлениям. Планируем организацию работы постоянно действующей соответствующей дискуссионной площадки. Первые встречи уже состоялись. И они интересны всем.

Следующее важное направление - модернизация инфраструктуры дополнительного образования

Новые проекты, программы, направления работы требует обновления материально-технической базы дополнительного образования.

В государственных программах сфер образования, культуры, спорта Архангельской области предусмотрены мероприятия, направленные
на модернизацию, оснащение организаций, реализующих программы дополнительного образования.

Начиная с 2013 года в рамках государственной программы «Развитие образования в Архангельской области» нашим министерством на условиях софинансирования органов местного самоуправления поддерживаются инновационные программы дополнительного образования в сфере научно-технического творчества, исследовательской, конструкторской деятельности.

Профильные министерства также принимают участие в федеральных проектах.

Муниципальные учреждения дополнительного образования при переходе в структуру школ получают финансирование из областного бюджета на оплату труда педагогического персонала и средства обучения. Органы местного самоуправления в данном случае обеспечивают финансирование на содержание зданий и коммунальные расходы. Считаем важным предусмотреть в муниципальных программах развития образования мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы дополнительного образования, поддержку педагогических кадров.

В свою очередь, на условиях конкурсного отбора планируем поддерживать из областного бюджета и привлеченных средств муниципальные инновационные проекты и программы

Одним из самых важных направлений является работа с кадрами, подготовка к работе в условиях апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования»

В сфере дополнительного работают более 2 000 педагогов.

Традиционно подготовку педагогических кадров по специальности «Педагог дополнительного образования» ведут областные профессиональные образовательные организации (Архангельский педагогический колледж, Котласский педагогический колледж, Каргопольский педагогический колледж). С 2015 года в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова ведется подготовка учителей начальных классов с дополнительной специальностью «Педагог дополнительного образования».

Намечена положительная тенденция омоложения педагогического состава, 28 % педагогов имеют возраст младше 35 лет.

Более половины педагогических работников имеют высшее образование.

Это стало возможным благодаря в том числе принимаемым мерам, направленным на повышение заработной платы педагогов дополнительного образования. Уровень средней заработной платы педагогических работников
в 2016 году соответствует плановому показателю и составляет 28 928 рублей.

В тоже время нельзя не отметить, что в сфере дополнительного образования, особенно в сельских муниципальных районах, работают педагоги, не имеющие соответствующего педагогического образования, при этом их опыт и знания представляют большую ценность для детей, с которыми они занимаются.

Введение профессионального стандарта повышает требования
к уровню образования, подготовки педагогов. Нам необходимо принять исчерпывающие меры для сохранения кадрового состава организаций дополнительного образования, в том числе по организации обучения педагогических работников в целях обеспечения их соответствия требованиям, установленным профессиональным стандартом.

С ноября 2016 года начнется проведение независимой оценки качества образовательной деятельности муниципальных организаций дополнительного образования. Соответствующее решение общественного совета уже есть. В ноябре-декабре 2016 года в соответствии с планом, утвержденным советом, в ней участвуют учреждения 10 муниципальных образований, представленных на слайде. К 2019 году через эту процедуру пройдут все муниципальные учреждения дополнительного образования.

Перед сферой дополнительного образования сегодня стоят большие задачи и открываются широкие перспективы (задачи на слайде).

Мероприятия по развитию дополнительного образования на 2017 год будут представлены в межведомственном плане реализации Концепции развития дополнительного образования, утверждение которого планируется на заседании правительства области до 15 декабря текущего года. К этому времени мы ожидаем планы по реализации Концепции дополнительного образования от федеральных министерств и ведомств, в том числе планы всероссийский мероприятий.

Наиболее важные меры нашли свое отражение в проекте распоряжения сегодняшнего заседания Правительства.

Доклад. Загрузить >>
Презентация. Загрузить >>