Антикоррупционное обучение в Архангельской области
Областной конкурс студенческих и школьных работ по антикоррупционному анализу законодательства, разработке общественных механизмов противодействия коррупции
Сроки проведения Конкурса
1. Конкурс проводится со 2 сентября по 9 декабря 2019 года.
2. Сроки приема заявок и конкурсных материалов – со 2 сентября по 25 октября 2019 года (включительно).
3. Работы, поступившие после 25 октября 2019 года не принимаются.
4. Сроки проведения экспертизы конкурсных материалов — с 28 октября по 22 ноября 2019 года.
5. Подведение итогов Конкурса - 9 декабря 2019 года.
Опыт регионов
Аннотация. В методическом пособии раскрываются цель, содержание, принципы, направления антикоррупционного образования, сформулированы предложения по организации антикоррупционного образования в образовательных учреждениях. Авторы рассматривают антикоррупционную проблематику в государственном образовательном стандарте по учебным предметам «История» и «Обществознание» и уделяют особое внимание формированию антикоррупционного мировоззрения через внеучебную деятельность (внеурочные формы работы).
Издание содержит программу курса «Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей», разработки занятий, словарь терминов и понятий, а также значительный фактический материал, иллюстрирующий различные этапы борьбы с коррупцией.
Методические материалы пособия могут быть использованы как на уроках истории, обществознания, экономики, права, граждановедения, мировой художественной культуры, так и на внеклассных мероприятиях, на занятиях элективных и факультативных курсов.
Аннотация. В издание включены образовательная программа и методические рекомендации по проведению занятий учебного модуля «Формирование антикоррупционного мышления у школьников». Основная задача методического пособия – способствовать формированию у старшеклассников нетерпимости к коррупционному поведению. В пособии демонстрируется негативное воздействие коррупции на экономическую, правовую и политическую системы, общественную мораль. Издание содержит способы и примеры противодействия коррупционным проявлениям в государстве.
Аннотация. В сборник включены методические рекомендации по антикоррупционному образованию школьников на уроках обществознания и права для проведения занятий по соответствующей тематике. Предлагаемые темы уроков соответствуют возрастным особенностям обучаемых. В сборник включены исторические материалы, которые могут быть полезны при изучении курса «История России», фрагменты нормативно-правовых актов, глоссарий. Материалы сборника могут быть использованы учителями общественных дисциплин не только для проведения уроков, но и организации внеклассной работы.
Аннотация. В учебно-методическое пособие включены программа обучающего семинара, план мероприятий по учебно-методическому сопровождению антикоррупционного образования, программа реализации стратегии антикоррупционной политики республики Татарстан, краткое содержание подготовленных в республике изданий соответствующей тематики. Авторы пособия предлагают и краткие методические рекомендации по основным подходам в организации обучающих мероприятий, и возможные темы анкоррупционных занятий, мероприятий по антиоррупционному воспитанию.
Аннотация. В пособии рассматриваются основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в современной школе. При этом авторы издания характеризуют специфику антикоррупционного воспитания по разным образовательным ступеням. В пособии описаны системы воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения в начальной школе, в средней школе и в профильной школе.
В приложении содержатся практические разработки по реализации антикоррупционного воспитания: вопросы для коллективной дискуссии, таблица для анализа коррупционных ситуаций, сценарии классных часов и др.
Аннотация. В учебно-методическом пособии раскрывается взаимовлияние коррупции и общественных отношений, политики, экономики, права и развенчивается миф о коррупции как «двигателе рыночных отношений». Теоретический материал пособия иллюстрируется многочисленными примерами, которые позволяют понять антиобщественную природу коррупции. Жанр пособия предполагает и задания, созданные на основе современной нормативно-правовой базы с использованием продуктивного методического аппарата. Издание полностью реализует свою цель – способствовать формированию у старшеклассников антикоррупционного сознания в процессе изучения предмета «Обществознание».
ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА
АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Еще в римском праве существовал термин corrumpire, который являлся синонимом слов «разламывать», «портить», «разрушать», «повреждать», «подкупать» и одновременно обозначал любое должностное противоправное действие. Отсюда коррупция — термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
Понятие коррупции дано в ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (см. стр. 2).
Субъектом коррупции может быть любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов. Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения незаконных доходов, связанных с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.
Выделяют следующие формы коррупции:
бытовая коррупция;
деловая коррупция;
коррупция верховной власти;
коррупция в негосударственном секторе (политических партиях, церкви, профсоюзах, спортивных и благотворительных организациях).
Классификацию коррупции можно представить в виде следующей схемы (см. схему 1[1]).
Схема 1. Классификация коррупции
[1] Понятия, рассматриваемые в схеме 1, представлены в глоссарии.
Основные признаки коррупции проявляются в том, что в процессе коррупционной деятельности принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы; стороны действуют по обоюдному согласию, получают незаконные выгоды и преимущества и поэтому стараются скрыть свои действия.
Однако можно выделить и другие признаки рассматриваемого явления:
секретность исполнения решений;
наличие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения, и теми, кому это выгодно;
взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения, и теми, кто может на принятие такого решения повлиять;
амбивалентное выполнение двойственных функций (государственных и частных).
Таким образом, коррупция представляет собой системное явление и включает две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения).
Наиболее распространенной причиной жизнеспособности коррупции является неразвитость гражданского общества. Вместе с этим выделяются и другие коррупционные факторы: неразвитая нормативная база; недостаточная информированность населения; обширная территория, на которой сложно организовать эффективное управление; значительный объем государственных расходов; нерациональная систему управления общественными процессами; недоверие к власти.
В числе негативных последствий коррупции можно выделить следующие: неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов; потери налогов (когда налоговые органы присваивают себе их часть); снижение налоговых поступлений в государственный бюджет; отток капитала за рубеж; снижение эффективности работы государственного аппарата; потеря гражданами времени и денег из-за чинимых чиновниками препятствий; воспрепятствование деятельности частных предпринимателей, их разорение; снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; серьезное препятствие на пути притока иностранных инвестиций и передовых технологий, и, следовательно, для развития нашей страны; рост социального неравенства; несправедливое распределение доходов, обогащение взяточника за счет общества; падение общественного доверия к системе правосудия и т.п.
В качестве основных мер по борьбе с коррупцией обычно называют ужесточение наказаний, консолидацию усилий гражданского общества и бизнеса, просвещение граждан.
Вместе с тем международный опыт борьбы с коррупцией показывает, что успех в ней зависит от целого ряда факторов, но в целом своеобразная «цепочку результативности» может быть представлена следующим образом (см. схему 2).
Схема 2. «Цепочка результативности» борьбы с коррупцией
Школьное образование также должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.
Антикоррупционное воспитание школьников осуществляется в неразрывной связи с соответствующим образованием и имеет свои особенности. Рассмотрим их.
Основная цель антикоррупционного воспитания в школе – сформировать антикоррупционное мировоззрение и развить способности, необходимые для возникновения у молодых людей активной гражданской позиции в отношении коррупции.
Достижение данной цели предполагает решение ряда задач в процессе преподавания:
формирование системы знаний антикоррупционной направленности (дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления);
формирование комплекса знаний о коррупциогенных ситуациях, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
формирование навыков адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
формирование антикоррупционных правовых установок у обучающихся;
развитие умений практического применения соответствующих норм права в отношении проявлений коррупции;
формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с органами власти;
освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией.
На схеме 3 представлены основные принципы антикоррупционного образования школьников.
Схема 3. Принципы антикоррупционного образования школьников
Дадим пояснения к схеме.
Принцип преемственности предполагает, что антикоррупционное образование школьников осуществляется на всех ступенях обучения.
Антикоррупционное образование рассматривается как комплексная система, интегрированная по вертикали и горизонтали (принцип системности). Основными компонентами системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении являются:
отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.
Образование направлено как на формирование антикоррупционного мировоззрения, так и на формирование антикоррупционного стандарта поведения и активной гражданской позиции (комплексность).
При организации антикоррупционного образования важным является учет возрастных особенностей обучающихся. Так, в системе начального образования решение поставленных задач достигается через реализацию программ, направленных на формирование общих нравственных основ личности, на формирование основ правовой культуры и основ гражданственности. Предметный разговор о коррупции здесь представляется преждевременным.
В 5–7-х классах возможно решение проблемы, направленной на формирование совместного создания и сохранения правил поведения в классе. В 8–9-х классах решается задача осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. В работе с учащимися 9–11-х классов происходит формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения.
Антикоррупционное образование школьников осуществляется через уроки и классные часы, конкурсы и игры, факультативные занятия и беседы, дискуссии и тренинги, следовательно интегрируется в образовательный процесс. При проведении уроков и классных часов необходимо использовать активные формы антикоррупционного просвещения школьников, например:
конкурсы (сочинений, эссе, рисунков, проектов);
гражданские форумы по противодействию коррупции;
социально-значимые проекты;
проведение социологических исследований;
интернет-анкетирование;
ролевые игры (суды над коррупцией);
дебаты;
встречи с представителями правоохранительных органов для квалифицированного освещения данного явления в жизни общества и др.
Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии в данном процессе всех заинтересованных сторон: молодежных организаций, родительской общественности, социально ответственных предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий (принцип пртнерства).
В целом антикоррупционное образование должно быть направлено на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления (принцип превентивности).
При организации антикоррупционного образования в соответствии с изложенными выше принципами ожидаемым результатом будет подготовка человека, умеющего вести с представителями властных структур диалог на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправомерных действий; человека, умеющего решать бытовые проблемы, связанные с коррупцией на основе сформированной информационной, личностной и гражданско-правовой компетентностей.