Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Информация
АО ИОО
Официальная символика
Официальная символика

Яндекс.Метрика



Областной конкурс студенческих и школьных работ по антикоррупционному анализу законодательства, разработке общественных механизмов противодействия коррупции

Сроки проведения Конкурса

1. Конкурс проводится со 2 сентября по 9 декабря 2019 года.

2. Сроки приема заявок и конкурсных материалов – со 2 сентября по 25 октября 2019 года (включительно).

3. Работы, поступившие после 25 октября 2019 года не принимаются.

4. Сроки проведения экспертизы конкурсных материалов — с 28 октября по 22 ноября 2019 года.

5. Подведение итогов Конкурса - 9 декабря 2019 года.

 


Опыт регионов

Сборник

Аннотация. В методическом пособии раскрываются цель, содержание, принципы, направления антикоррупционного образования, сформулированы предложения по организации антикоррупционного образования в образовательных учреждениях. Авторы рассматривают антикоррупционную проблематику в государственном образовательном стандарте по учебным предметам «История» и «Обществознание» и уделяют особое внимание формированию антикоррупционного мировоззрения через внеучебную деятельность (внеурочные формы работы).

Издание содержит программу курса «Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей», разработки занятий, словарь терминов и понятий, а также значительный фактический материал, иллюстрирующий различные этапы борьбы с коррупцией.

Методические материалы пособия могут быть использованы как на уроках истории, обществознания, экономики, права, граждановедения, мировой художественной культуры, так и на внеклассных мероприятиях, на занятиях элективных и факультативных курсов.

Ссылкаhttp://aripk.ru/konsult/docs/doc-anticor/kachkina.pdf


 
Положение об областном конкурсе студенческих и школьных работ по антикоррупционному анализу законодательства, разработке общественных механизмов противодействия коррупции
Положение об областном конкурсе студенческих и школьных работ по антикоррупционному анализу законодательства, разработке общественных механизмов противодействия коррупции
Файл: Загрузить / Загрузить

от 15 марта 2019 года
 


Сборник

Аннотация. В издание включены образовательная программа и методические рекомендации по проведению занятий учебного модуля «Формирование антикоррупционного мышления у школьников». Основная задача методического пособия – способствовать формированию у старшеклассников нетерпимости к коррупционному поведению. В пособии демонстрируется негативное воздействие коррупции на экономическую, правовую и политическую системы, общественную мораль. Издание содержит способы и примеры противодействия коррупционным проявлениям в государстве.

Ссылкаhttp://www.gov.karelia.ru/Leader/Reform/Anti/metod_ch.pdf

 


Сборник

Аннотация. В сборник включены методические рекомендации по антикоррупционному образованию школьников на уроках обществознания и права для проведения занятий по соответствующей тематике. Предлагаемые темы уроков соответствуют возрастным особенностям обучаемых. В сборник включены исторические материалы, которые могут быть полезны при изучении курса «История России», фрагменты нормативно-правовых актов, глоссарий. Материалы сборника могут быть использованы учителями общественных дисциплин не только для проведения уроков, но и организации внеклассной работы.

Ссылка: http://staviro.ru 


 


Нормативно-правовая база

 
Лучшие работы 2019 года

 
Лучшие работы 2018 года

 
Письмо "О мероприятиях, посвященных Международному  дню борьбы с коррупцией"
Письмо "О мероприятиях, посвященных Международному дню борьбы с коррупцией"
Файл: Загрузить

от 22.11.2013  № 209/02-01-15/7612
 
Распоряжение "Об утверждении плана работы органов и учреждений Архангельской области по антикоррупционному образованию, антикоррупционному просвещению, антикоррупционной пропаганде в ОУ Арх. области на 2013-2014 годы"
Распоряжение "Об утверждении плана работы органов и учреждений Архангельской области по антикоррупционному образованию, антикоррупционному просвещению, антикоррупционной пропаганде в ОУ Арх. области на 2013-2014 годы"
Файл: Загрузить

 


Дидактические материалы

 


Сборник

Аннотация. В учебно-методическое пособие включены программа обучающего семинара, план мероприятий по учебно-методическому сопровождению антикоррупционного образования, программа реализации стратегии антикоррупционной политики республики Татарстан, краткое содержание подготовленных в республике изданий соответствующей тематики. Авторы пособия предлагают и краткие методические рекомендации по основным подходам в организации обучающих мероприятий, и возможные темы анкоррупционных занятий, мероприятий по антиоррупционному воспитанию.

Ссылка:

http://edu.tatar.ru

 


Сборник

Аннотация. В пособии рассматриваются основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в современной школе. При этом авторы издания характеризуют специфику антикоррупционного воспитания по разным образовательным ступеням. В пособии описаны системы воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения в начальной школе, в средней школе и в профильной школе.

В приложении содержатся практические разработки по реализации антикоррупционного воспитания: вопросы для коллективной дискуссии, таблица для анализа коррупционных ситуаций, сценарии классных часов и др. 

Ссылкаhttp://k-obr.spb.ru/downloads/433/met%252520rek%252520vosp.doc

 


Сборник

Аннотация. В учебно-методическом пособии раскрывается взаимовлияние коррупции и общественных отношений, политики, экономики, права и развенчивается миф о коррупции как «двигателе рыночных отношений». Теоретический материал пособия иллюстрируется многочисленными примерами, которые позволяют понять антиобщественную природу коррупции. Жанр пособия предполагает и задания, созданные на основе современной нормативно-правовой базы с использованием продуктивного методического аппарата. Издание полностью реализует свою цель – способствовать формированию у старшеклассников антикоррупционного сознания в процессе изучения предмета «Обществознание». 

Ссылкаhttp://apps.americanbar.org/rol/publications/russia_anticorruption_course_schoolchildren_2009_ru.pdf

 
Глоссарий

 
География
География
Файл: Загрузить

Дидактические материалы для организации антикоррупционного образования школьников
 
Математика
Математика
Файл: Загрузить

Дидактические материалы для организации антикоррупционного образования школьников
 
Английский язык
Английский язык
Файл: Загрузить

Дидактические материалы для организации антикоррупционного образования школьников
 
Обществознание
Обществознание
Файл: Загрузить

Дидактические материалы для организации антикоррупционного образования школьников
 
Русский язык и литература
Русский язык и литература
Файл: Загрузить

Дидактические материалы для организации антикоррупционного образования школьников
 


Файл: Загрузить

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА
АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Еще в римском праве существовал термин corrumpire, который являлся синонимом слов «разламывать», «портить», «разрушать», «повреждать», «подкупать» и одновременно обозначал любое должностное противоправное действие. Отсюда коррупция — термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Понятие коррупции дано в ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (см. стр. 2).

Субъектом коррупции может быть любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов. Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения незаконных доходов, связанных с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

Выделяют следующие формы коррупции:

  • бытовая коррупция;
  • деловая коррупция;
  • коррупция верховной власти;
  • коррупция в негосударственном секторе (политических партиях, церкви, профсоюзах, спортивных и благотворительных организациях).

Классификацию коррупции можно представить в виде следующей схемы (см. схему 1[1]).

Схема 1. Классификация коррупции


[1] Понятия, рассматриваемые в схеме 1, представлены в глоссарии.

Основные признаки коррупции проявляются в том, что в процессе коррупционной деятельности принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы; стороны действуют по обоюдному согласию, получают незаконные выгоды и преимущества и поэтому стараются скрыть свои действия.

Однако можно выделить и другие признаки рассматриваемого явления:

  • секретность исполнения решений;
  • наличие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения, и теми, кому это выгодно;
  • взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения, и теми, кто может на принятие такого решения повлиять;
  • стремление сокрытия акта коррупции юридическим обоснованием;
  • амбивалентное выполнение двойственных функций (государственных и частных).

Таким образом, коррупция представляет собой системное явление и включает две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения).

Наиболее распространенной причиной жизнеспособности коррупции является неразвитость гражданского общества. Вместе с этим выделяются и другие коррупционные факторы: неразвитая нормативная база; недостаточная информированность населения; обширная территория, на которой сложно организовать эффективное управление; значительный объем государственных расходов; нерациональная систему управления общественными процессами; недоверие к власти.

В числе негативных последствий коррупции можно выделить следующие: неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов; потери налогов (когда налоговые органы присваивают себе их часть); снижение налоговых поступлений в государственный бюджет; отток капитала за рубеж; снижение эффективности работы государственного аппарата; потеря гражданами времени и денег из-за чинимых чиновниками препятствий; воспрепятствование деятельности частных предпринимателей, их разорение; снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; серьезное препятствие на пути притока иностранных инвестиций и передовых технологий, и, следовательно, для развития нашей страны; рост социального неравенства; несправедливое распределение доходов, обогащение взяточника за счет общества; падение общественного доверия к системе правосудия и т.п.

В качестве основных мер по борьбе с коррупцией обычно называют ужесточение наказаний, консолидацию усилий гражданского общества и бизнеса, просвещение граждан.

Вместе с тем международный опыт борьбы с коррупцией показывает, что успех в ней зависит от целого ряда факторов, но в целом своеобразная «цепочку результативности» может быть представлена следующим образом (см. схему 2).

Схема 2. «Цепочка результативности» борьбы с коррупцией

Школьное образование также должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.

Антикоррупционное воспитание школьников осуществляется в неразрывной связи с соответствующим образованием и имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Основная цель антикоррупционного воспитания в школе – сформировать антикоррупционное мировоззрение и развить способности, необходимые для возникновения у молодых людей активной гражданской позиции в отношении коррупции.

Достижение данной цели предполагает решение ряда задач в процессе преподавания:

  • формирование системы знаний антикоррупционной направленности (дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления);
  • формирование комплекса знаний о коррупциогенных ситуациях, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
  • формирование навыков адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
  • формирование антикоррупционных правовых установок у обучающихся;
  • развитие умений практического применения соответствующих норм права в отношении проявлений коррупции;
  • формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с органами власти;
  • освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией.

На схеме 3 представлены основные принципы антикоррупционного образования школьников. 

Схема 3. Принципы антикоррупционного образования школьников

Дадим пояснения к схеме.

Принцип преемственности предполагает, что антикоррупционное образование школьников осуществляется на всех ступенях обучения.

Антикоррупционное образование рассматривается как комплексная система, интегрированная по вертикали и горизонтали (принцип системности). Основными компонентами системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении являются:

  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции;
  • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Образование направлено как на формирование антикоррупционного мировоззрения, так и на формирование антикоррупционного стандарта поведения и активной гражданской позиции (комплексность).

При организации антикоррупционного образования важным является учет возрастных особенностей обучающихся. Так, в системе начального образования решение поставленных задач достигается через реализацию программ, направленных на формирование общих нравственных основ личности, на формирование основ правовой культуры и основ гражданственности. Предметный разговор о коррупции здесь представляется преждевременным.

В 5–7-х классах возможно решение проблемы, направленной на формирование совместного создания и сохранения правил поведения в классе. В 8–9-х классах решается задача осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. В работе с учащимися 9–11-х классов происходит формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения.

Антикоррупционное образование школьников осуществляется через уроки и классные часы, конкурсы и игры, факультативные занятия и беседы, дискуссии и тренинги, следовательно интегрируется в образовательный процесс. При проведении уроков и классных часов необходимо использовать активные формы антикоррупционного просвещения школьников, например:

  • конкурсы (сочинений, эссе, рисунков, проектов);
  • гражданские форумы по противодействию коррупции;
  • социально-значимые проекты;
  • проведение социологических исследований;
  • интернет-анкетирование;
  • ролевые игры (суды над коррупцией);
  • дебаты;
  • встречи с представителями правоохранительных органов для квалифицированного освещения данного явления в жизни общества и др.

Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии в данном процессе всех заинтересованных сторон: молодежных организаций, родительской общественности, социально ответственных предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий (принцип пртнерства).

В целом антикоррупционное образование должно быть направлено на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления (принцип превентивности).

При организации антикоррупционного образования в соответствии с изложенными выше принципами ожидаемым результатом будет подготовка человека, умеющего вести с представителями властных структур диалог на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправомерных действий; человека, умеющего решать бытовые проблемы, связанные с коррупцией на основе сформированной информационной, личностной и гражданско-правовой компетентностей. 

 
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»
Файл: Загрузить

21 июля 2010 года № 925
 
Указ президента о национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы
Указ президента о национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы
Файл: Загрузить

от 11 апреля 2014 года № 226

 
Федеральный закон «О противодействии коррупции»
Федеральный закон «О противодействии коррупции»
Файл: Загрузить

25 декабря 2008 года № 273-ФЗ