Слово «кадет» пришло к нам сфранцузского языка и в переводе означает «младший». Именно так называли до получения первого звания молодых дворян, определившихся на военную службу.
Первый кадетский корпус в России появился в 1732 году в Санкт-Петербурге. Кадетскую форму в свое время носили и Достоевский, и Багратион, Тютчев и Верещагин, Римский-Корсаков и Сеченов.
Хочется надеяться, что восстанавливаемая сегодня система кадетского воспитания и образования принесет свои плоды и даст стране известных политиков, талантливых военных, знаменитых поэтов и философов, да и просто - достойных, честных и порядочных граждан России.
1 сентября 2008 г. на базе МОУ «Средней общеобразовательной школы № 4 г. Онеги» был открыт первый кадетский правоохранительный класс для учащихся 10-х классов.
Для обучения созданы все необходимые условия: спортивный зал, специализированный зал для занятий таэквондо и хореографией, оборудован учебный кабинет.
Специальную подготовку учащихся этих классов осуществляют высококвалифицированные специалисты, имеющие высшее педагогическое и юридическое образование.
Отличительная особенность кадетского класса МОУ «Средней общеобразовательной школы № 4 г. Онеги» - дополнительные образовательные программы: «Строевая подготовка», «Огневая подготовка», «Основы правоохранительной деятельности», которые проводят специалисты ОВД Онежского района, используя свою базу, «Комплексная программа по физической подготовке», включающая в себя силовую подготовку, таэквондо, игру в баскетбол и волейбол.
Всё это должно способствовать привлечению учащихся к систематическим занятиям спортом, воспитанию волевых и морально-этических качеств, что расширит возможности выбора учеником будущей профессии.
Кадеты участвуют во многих общешкольных, городских и областных мероприятиях, в различных конкурсах и праздничных церемониях. 9 мая кадеты несут Вахту Памяти у памятника воинов погибших в годы Великой Отечественной войны.
В современной России вновь возрождается традиция кадетского образования. Воспитанников кадетского движения называют будущим России.
Образовательные и воспитательные задачи кадетского класса реализуются в основном в рамках дополнительного образования и во внеурочной работе. Таким образом, дополнительное образование кадетов представляет собой систему занятий, направленную на гармоническое развитие личности, всестороннюю подготовку к службе Отечеству на военном и гражданском поприще.
Дополнительная учебная программа предусматривает подготовку по разделам: ратная слава Отечества, этикет и общевоинские уставы, огневая и строевая подготовки, основы правоохранительной деятельности, общефизическая подготовка, занятия по хореографии, в спортивных секциях и кружках по интересам.
Воспитательный процесс в кадетском классе строится в соответствии с Концепцией и программой воспитания «Свой мир мы строим сами».
Цель воспитательной системы класса: создание условий для становления личности социально активной и адаптированной к современным условиям. Доброй традицией в кадетском классе стали встречи с воинами-интернационалистами, людьми с активной гражданской позицией.
В 2008 - 2009 учебном году основными задачами 11 кадетского правоохранительного класса являлись: участие в реализации государственной программы в области патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения, изучение истории и культуры Отечества и родного края, участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества, физическое развитие молодежи и детей и формирование здорового образа жизни.
В феврале 2009 года кадетский класс принимал участие в областном конкурсе Почетных караулов, что проходил в г. Каргополь. Это было первое выступление на уровне области и кадеты достойно представляли свою школу и город.
В мае 2009 года кадеты завоевали победу в городском смотре-конкурсе Почетных караулов и 18 – 19 февраля будут представлять наш город и район на областном смотре-конкурсе в г. Архангельске.
Мы росли постепенно, и в сентябре 2009 года на базе МОУ «СОШ № 4», снова был создан 10 кадетский правоохранительный класс.
Организация кадетских классов стала возможной по ряду сложившихся условий:
– интерес детей к данному виду деятельности;
– единство классного руководителя и ученического коллектива в организации жизнедеятельности такого класса;
– активное содействие родителей;
– наличие материальной базы в школе для организации специальных занятий;
– установившиеся связи школы с учреждениями города, которые помогают в организации воспитательного процесса.
Таким образом, сегодня у нас два кадетских класса общей численностью 43 человека, из них 9 юношей и 34 девушки. Большая часть кадетов проживает в школьном интернате.
Кадетские классы созданы только на параллели 10 – 11 классов, так как именно на этой ступени реализуется профильное обучение. Это обусловлено тем, что учащиеся находятся в том таком возрасте, когда происходит не только физиологическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера, самоорганизация, уверенность в себе. На этом этапе важно поддержать и развить интеллектуальную активность, повысить мотивацию обучения.
Вводя специальные предметы, опираясь на идею служения Отечеству на гражданском и военном поприще, мы решили, что необходимо создать систему на основе оптимального сочетания общего образования и социально значимых программ дополнительного образования. Такая ситуация имеет все характеристики, присущие правоохранительной деятельности: романтика в сочетании с трудом и ответственностью, высокой степенью дисциплины и умением действовать в нестандартной ситуации.
Прием учащихся в кадетский класс у нас проводится в июне-августе.
При формировании кадетского класса значительное внимание мы уделяем состоянию здоровья ребенка, так как учебная программа дополнительного образования предусматривает повышенную физическую нагрузку.
Создав кадетские классы, педагогический коллектив школы сформулировал задачи, которые решает в ходе учебно-воспитательного процесса:
Правовой базой для создания кадетских классов стали:
Несмотря на обилие специальных дисциплин, содержание образовательного процесса в кадетских классах определяется государственным образовательным стандартом основного общего, среднего (полного) общего образования. В основу индивидуальных учебных планов в кадетских классах положен принцип общедоступности и адаптивности образования к уровням и особенностям развития, подготовки обучающихся.
В учебном плане кадетских классов предусмотрено профильное изучение истории, права, ОБЖ, физической культуры, русского языка и математики по выбору.
Воспитательная работа строится в кадетских классах на основе развития самоуправления. Выбраны командиры класса и командиры отделений. При этом у каждого есть свои строго определенные права и обязанности, закрепленные в Положении о кадетских классах, принятом на общих собраниях учащихся. У кадетских классов есть также свое знамя, гимн и форма.
Воспитательный процесс в кадетских классах в первую очередь направлен на сплочение коллектива, воспитание таких качеств как честь и доброта, уважение к человеку, готовность защитить слабого, способность преодолевать трудности, своевременно оказать помощь.
Одним из важных звеньев в любой воспитательной работе должно быть подведение итогов и награждение за успехи. По итогам урочной и внеурочной деятельности подводим итоги дважды в год – в день рождения кадетского класса и по окончании учебного года. Кадетам, окончившим учебный год с отличием, присваивается очередное звание.
По окончании школы и получению общего (полного) среднего образования каждому выпускнику кадетского класса будут выдаваться сертификаты, а также рекомендации желающим поступить в учебные заведения системы МВД России.
Мы надеемся, что работа по созданию кадетских классов в нашей школе будет продолжена. И в настоящий момент видим такие перспективы, как: