Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Информация
АО ИОО
Официальная символика
Официальная символика

Яндекс.Метрика



В системе образования Архангельской области функционирует 63 учреждения дополнительного образования детей, в том числе 3 государственных и 60 муниципальных. Представлены все виды учреждений дополнительного образования детей: 25 центров, 2 дворца, 15 домов, 1 станция, 7 музыкальных школ и 1 Школа народных ремесел, 12 спортивных школ.

По всем направленностям образовательной деятельности работает 38 учреждений, 9 учреждений имеют художественно-эстетическую направленность, 14 — физкультурно-спортивную, 1 — спортивно-техническую, 1- туристско-краеведческую. Обучение детей осуществляется по 1999 дополнительным образовательным программам в 3415 детских объединениях.

По срокам реализации дополнительных образовательных программ: до 1 года — 14 %, от 1 года до 3 лет — 35 %, большинство дополнительных образовательных программ имеет срок реализации от 3 лет и более (51%).

Образовательный процесс в учреждениях осуществляется в основном по модифицированным (адаптированным) программам — 62% программ, педагогами также используются экспериментальные программы — 21%, типовые — 10% и авторские программы −7%.

Более 10 дистанционных курсов по обучению детей народным ремеслам Русского Севера разработано государственным бюджетным образовательным учреждением Архангельской области «Школой народных ремесел».

В 2011 году в учреждениях дополнительного образования детей обучалось 72480 детей, в том числе 13260 детей занималось в двух и более объединениях.

Обучающиеся до 6 лет составляют 9,6%; дети в возрасте от 6 до 9 лет — 39,3 % и 33,9% составляют обучающиеся в возрасте от 10 до 14 лет. На долю старшеклассников приходится 17,2% .

Среди занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей 53% составляют девочки и 47% — мальчики.

В учреждениях дополнительного образования обучается 897 детей с ограниченными возможностями и 1121 ребенок из семей, находящихся в социально-опасном положении.

В последние годы широкое распространение получает практика сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений на основе договоров безвозмездного пользования. Так, в 2011 году на базе общеобразовательных учреждений работало 106 детских объединений, в которых по дополнительным образовательным программам обучалось более 27 тысяч детей.

Кроме этого, ставки педагогов дополнительного образования предусматриваются в штатах общеобразовательных учреждений. В 2011 году в таких объединениях обучалось 27 тыс. детей.

Сложившаяся практика взаимодействия учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений создает благоприятные предпосылки для организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам.

В 2011 году в 70% учреждений дополнительного образования и 20% общеобразовательных учреждений работали детские общественные объединения. Объединяет и координирует работу общественных объединений областная детская общественная организация «Содружество детей Беломорья».

Системообразующим центром развития региональной системы дополнительного образования детей является государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Архангельской области «Дворец детского и юношеского творчества» (далее — Дворец). Дворец участвует в осуществлении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области воспитания и образования детей и в рамках этого:

является опорным образовательным учреждением, осуществляющим сетевое взаимодействие с муниципальными образовательными учреждениями образования и культуры, а также учреждениями и организациями федерального уровня, обеспечивают участие детей Архангельской области в мероприятиях федерального и международного уровня;

реализует функции организационно-методического центра для учреждений дополнительного образования детей, расположенных на территории Архангельской области.

В настоящее время в учреждениях дополнительного образования детей сложилась и успешно функционирует разноуровневая система методической деятельности.

Каждое учреждение дополнительного образования, исходя из своих интересов, целей развития и возможностей, формирует свою модель методической деятельности. Наиболее распространенные в настоящее время в практике моделей методической деятельности: методический совет, педагогическая лаборатория, методический кабинет, методический центр.

Структура методической деятельности, организованной Дворцом, представлена несколькими уровнями и является разветвленной, что объясняется разнообразием направлений деятельности и взаимосвязями с различными подразделениями как внутри самого учреждения, так и за его пределами:

1 уровень — министерство образования, науки и культуры Архангельской области, система учреждений переподготовки и повышения квалификации работников образования и культуры;

2 уровень — реализация основных направлений деятельности областного методического центра;

3 уровень — функционирование областных профессиональных сообществ педагогов дополнительного образования;

4 уровень — методическая деятельность непосредственно в образовательных учреждениях разных типов и видов.

В структуру методической деятельности включена также библиотека, выполняющая информационно-методическую функцию и выставочные залы учреждения.

Областной методический центр активно развивает и укрепляет взаимосвязи с внешними организациями, которые представлены тремя отдельными группами:

— система учреждений переподготовки и повышения квалификации работников образования и культуры.

— образовательные учреждения различных типов и видов.

— учреждения культуры (музейные комплексы, национальные парки и т.д.) и некоммерческие общественные фонды.

Эффективно отработан механизм взаимодействия между учреждениями дополнительного образования детей Архангельской области. Созданы и работают 11 областных профессиональных сообществ педагогов дополнительного образования по различным направленностям.

Основной принцип организации деятельности областных профессиональных сообществ — принцип сетевого взаимодействия.

Наиболее востребованными формами работы в рамках деятельности областных профессиональных сообществ являются единые методические дни, семинары — практикумы, открытые занятия, мастер — классы и учебные тренировки.

Результативным блоком в эффективной деятельности областного методического центра является проведение областных методических мероприятий. Участниками областных совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, методических дней в 2011 году стали 1856 педагогов различных муниципальных образований Архангельской области.

Высокую оценку получили областные методические мероприятия с участием преподавателей Архангельского педагогического колледжа, Архангельского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, Северного (Арктического) федерального университета, образовательных учреждений других городов России и ближнего Зарубежья.

Системообразующим центром развития детских объединений по обучению традиционным народным ремеслам Русского Севера на региональном уровне является государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Архангельской области «Детская школа народных ремесел» (далее Школа). Школа расширяет свое образовательное пространство путем создания творческих мастерских на базе муниципальных образовательных учреждений. В настоящее время в 11 муниципальных образованиях Архангельской области работает 24 творческие мастерские.

Учреждения дополнительного образования детей задействованы в системе поиска и поддержки интеллектуально одаренных детей. Так, в данных учреждениях для детей создано 3 научных детских общества, в которых обучается 139 детей. На базе Дворца работает областная очно-заочной школа для одаренных детей. В ней обучается более 250 старшеклассников из 25 муниципальных образований, большинство учащихся из сельских территорий. В 2011 году Областная школа для одарённых детей награждена знаком качества «Лучшее — детям» в рамках Национальной программы продвижения лучших товаров и услуг для детей.

Принимаются меры по укреплению материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей. Около половины учреждений дополнительного образования детей имеет все виды благоустройства, централизованное отопление имеет 57 учреждений, 46 учреждений канализованы.

В 7 учреждениях оборудованы кабинеты информатики. Подключены к Интернету 55 учреждений, что на 14% больше показателя 2010 года. Организация общего информационного пространства осуществляется посредством функционирования сайтов учреждений дополнительного образования. Информационные сайты созданы в 14 учреждениях (22% от общего количества). Увеличивается количество автоматизированных рабочих мест в учреждениях дополнительного образования, 33% от имеющейся компьютерной техники используется в учебных целях, в 6 учреждениях созданы электронные библиотеки.

Все учреждения дополнительного образования имеют демонстрационное аудио-видеооборудование, в т.ч. мультимедийные проекторы, интерактивные доски.

В рамках долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области и Ненецкого автономного округа на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением администрации Архангельской области от 02 сентября 2008 года № 194-па/28 предусмотрено мероприятие по укреплению материально — технической базы учреждений дополнительного образования. На эти цели в бюджете программы запланировано 6,5 млн. руб., из которых 1,0 млн. руб. израсходован в 2010 году, на 2012 год запланировано 5,0 млн. руб.

Кроме этого, в рамках данной программы предусмотрены мероприятия по ремонту, реконструкцию и оснащение муниципальных стационарных лагерей отдыха и оздоровления детей, являющихся структурными подразделениями учреждений дополнительного образования детей. Так в 2010 и 2011 годах на эти цели выделено по 6 млн. руб., аналогичная сумма запланирована на 2012 год.

Кадровый состав учреждений дополнительного образования детей представлен следующим образом: в учреждениях дополнительного образования работает 2737 человек, из них педагогические работники составляют 54%, высшее образование имеет более 50 % педагогов, 72% педагогов имеют квалификационные категории.

Наблюдается тенденция старения педагогических и управленческих кадров в учреждениях дополнительного образования, так в 2011 году 51% составляли педагоги, стаж работы которых превышает 20 лет (2009 год — 45%).

Специалисты учреждений дополнительного образования постоянно повышают свой образовательный и квалификационный уровень.

Традиционно, один раз в два года, проводится региональный этап конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». В 2011 году победителем Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» в физкультурно-спортивной номинации стал педагог дополнительного образования из Архангельской области.

Ежегодно в рамках программы «Развитие образования и науки в Архангельской области и Ненецкого автономного округа на 2009-2012 годы» 4 педагога дополнительного образования и 1 тренер — преподаватель поощряются денежной выплатой в размере 25 тысяч рублей за высокое мастерство и значительный вклад в развитие образования.

В 2011 году консолидированный объем финансирования учреждений дополнительного образования детей составил 581,9 млн. рублей. Доходы от реализации платных образовательных услуг составляют 6%, на доходы от производственной деятельности приходится 2%, благотворительные средства составляют 0,8%.

В среднем 80% от общей суммы финансирования идет на оплату труда работников, при этом только половина средств направлена на оплату труда педагогических работников.

Внедрение нормативного финансирования осуществлено в 4 (6%) учреждениях дополнительного образования детей. Стоимость норматива подушевого финансирования на одного ребенка в учреждениях дополнительного образования в среднем в 2011 году составляла 7096 рублей.

На новую систему оплаты труда работников перешло 30 учреждений (47%).

Качество работы учреждений дополнительного образования детей Архангельской области подтверждается результатами участия школьников во всероссийских и международных мероприятиях. Так, в 2011 году призерами международных соревнований, конкурсов, фестивалей стали 488 детей Архангельской области, на федеральном уровне победило 747 детей, на региональном уровне заняло призовые места 2988 человек.


  






Назад в раздел