Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Информация
АО ИОО
Официальная символика
Официальная символика

Яндекс.Метрика

14.05.2012

О реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования в Архангельской области в 2012 году


В 2012 году в рамках модернизации региональной системы общего образования для Архангельской области предусмотрена субсидия из федерального бюджета в раз-мере 652 931 000 рублей. Сегодня много поступает вопросов, почему такая мощная федеральная поддержка направлена именно для общеобразовательных учреждений, к примеру, в системе дошкольного образования или начального профессионального проблем не меньше, если не больше. В этой связи мы должны хорошо понимать, что именно в системе общего образования задействовано больше всего участников обра-зовательного процесса. Только в Архангельской области боле 115 тыс. обучающихся, плюс педагоги, родители этих учеников, представители профессиональных образова-тельных учреждений и бизнеса, интересы которых затрагиваются в рамках совмест-ных проектов. Без заинтересованности, успехов сегодняшних школьников невозможно достижение зада в области модернизации нашей экономики. Общее образование со-ставляет основу всех реформ. Его дальнейшее обновление и развитие призвано обес-печить эффективность образовательной отрасли в целом.
Основные положения реализуемых в Архангельской области мероприятий по модернизации региональной системы общего образования отражены в Комплексе мер, утвержденном постановлением Правительства Архангельской области № 49-пп от 14 февраля 2012 года. Остановлюсь на важных позициях, которые должны быть в поле постоянного внимания заместителей глав администраций.

Одним из показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Архангельской области на модернизацию региональной системы общего образования в 2012 году определен показатель достижения соотношения среднемесячной заработной платы учителей в Архангельской области за I квартал 2012 года и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике региона за I квартал 2011 года – 94,13 %. В целом по области данный показатель за I квартал выполнен, он составил – 95,58%.

Министерством образования и науки Архангельской области с органами местного самоуправления были заключены аналогичные соглашения и для каждого муниципального района и городского округа определен индивидуально свой уровень достижения данного показателя. Принятые муниципальными образованиями обязательства в основном выполнены, за исключением Вельского, Плесецкого, Приморского, Устьянского районов, городов Северодвинск, Новодвинск.
Также в целом в первом квартале наблюдается положительная динамика увеличения размера среднемесячной заработной платы учителей за январь, февраль, март месяцы. В тоже время снижение размера заработной платы за март месяц произошло в Коношском, Котласском, Плесецком и Устьянском районах.

Необходимо обратить внимание на создание в общеобразовательных учреждениях надлежащих материально-технических и санитарно-гигиенических условий. Ежегодно при подготовке школ к новому учебному году мы сталкиваемся со множеством проблем, одной из которых является недостаточность финансирования. Впервые на проведение ремонтных работ в школах мы подучили финансовую поддержку из федерального бюджета, в том числе на проведение капитальных ремонтов.

Значительные средства предусмотрены на закупку нового оборудования для школ. Опять же с данным проектом появилась возможность приобретения оборудова-ния, в том числе, которое невозможно купить на средства субвенции из областного бюджета, это, конечно же, оборудование для пищеблоков. Эффективно распорядиться данными средствами – наша первоочередная задача. Результаты проверок, которые уже состоялись сегодня во многих субъектах РФ, показали, что в 2011 году школами закупалось оборудование с нарушениями: это разнородное оборудование, устаревшее оборудование, а также оборудование, не отвечающее задачам модернизации общего образования (например, офисное и бухгалтерское оборудование, оборудование для детских садов, для реализации программ начальной профессиональной подготовки). Некоторые тревожные сигналы имеются и у нас в муниципалитетах. В марте мы про-рабатывали подобную ситуацию в одном из районов, в котором совершалась закупка оборудования для преподавания автодела. Обращаю внимание, что начальная профес-сиональная подготовка не является частью общеобразовательного стандарта, поэтому данный вид расходов – нецелевой.

Обращаю внимание, что основные направления закупок отражены в Комплексе мер по модернизации системы общего образования в Архангельской области на 2012 год, в разделе III «Описание реализации проекта по модернизации в 2012 году». За-купки оборудования ориентированы на создание в школах современных условий, со-ответствующих требованиям новых федеральных государственных стандартов, в их числе:

приобретение мобильных комплектов современного оборудования для началь-ных классов общеобразовательных учреждений (начальная школа в предыдущих про-ектах практически не получала никакой поддержки);

приобретение учебно-лабораторного оборудования для предметных кабинетов пилотных общеобразовательных учреждений, переходящих в 2012 году на новый ФГОС основного общего образования.

В рамках проекта предусмотрено приобретение и новой компьютерной техники. Обращаю внимание на оснащение этой техникой, в том числе школьных библиотек.

При планировании закупаемого оборудования просим руководствоваться следующими приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие феде-рального государственного образовательного стандарта начального общего образова-ния;

от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственно-го образовательного стандарта основного общего образования»;

от 04 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к об-разовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Также просим руководствоваться Рекомендациями по оснащению общеобразо-вательных учреждений оборудованием, необходимым для реализации ФГОС, пред-ставленными в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 года № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учрежде-ний учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
В рамках проекта существенные средства вкладываются в повышение квалификации учителей и руководителей школ. Спланирована работа по обучению за пределами Архангельской области на федеральных стажировочных площадках. Однако уже сегодня наблюдается технологический разрыв между полученными в знаниями в области содержания образования, образовательными технологиями и их практическим применением.
Помочь учителю в развитии этих качеств призвана муниципальная методическая служба.

Анализ правового статуса муниципальных методических служб показал, что сего-дня на территории Архангельской области методические функции выполняются спе-циалистами органов управления образованием в 18 муниципальных образованиях, в 4 муниципальных образованиях методические функции в области образования выпол-няются в учреждениях дополнительного образования детей, в 2 муниципальных обра-зованиях – районными информационно-методическими центрами (Вилегодский, Красноборский р-ны) и в Приморском районе данную функцию выполняет Муници-пальное казенное учреждение «Информационно-аналитический центр».

Необходимо отметить, что используемые в настоящее время организационно-правовые формы методической работы на муниципальном и институциональном уровнях в Архангельской области имеют полное право на дальнейшее существование и развитие.

Однако быстрые темпы изменений в организации и содержании образовательного процесса (комплексный проект модернизации образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализация нацио-нальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и др.) требуют постоянно-го и регулярного повышения квалификации как для выполнения управленческих функций, так и для организации методической работы, что достаточно продолжитель-но по времени и требует существенных финансовых затрат.
Должностные обязанности действующих, специалистов муниципальных органов управления образованием постоянно пополняются новым функционалом, что ведет к существенной перегрузке, но введение в штат дополнительных работников (муници-пальных служащих) ограничен существующими методиками межбюджетных взаимо-отношений между регионом и муниципалитетом. Таким образом профессиональные перегрузки, невозможность постоянного и регулярного повышения квалификации ска-зываются на качестве выполняемых должностных обязанностей.
Практика организации методической работы департаментом образования г. Моск-вы, Томской и Новгородской областей, показывает, что сохранение и развитие инфор-мационно-методических центров позитивно сказывается на результативности работы.

Прошу проработать вопросы по эффективной организации методического со-провождения инновационных процессов в системе общего образования.

Всем нам необходимо помнить о том, что вся информация о реализации проекта должна размещаться в открытом доступе. Общественность, в том числе и педагогиче-ская, должна знать, сколько какой школе и на какие цели выделено средств, как идет ход реализации проекта, каков уровень заработной платы. Необходимо обеспечить своевременное информирование населения через соответствующие публикации в СМИ и на сайтах администраций.
Кроме этого, ежемесячно наши школы информируют о результатах реализации проекта через участие в соответствующем электронном мониторинге, организованном Минобрнауки России. Есть ряд муниципальных образований, в которых не все школы в данном мониторинге приняли участие. Это недопустимо.