Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Информация
АО ИОО
Официальная символика
Официальная символика

Яндекс.Метрика

Библиотекари образовательных организаций

Тема: Методическая работа
Описание: Цель: профессиональное общение, методическое сопровождение библиотекарей Архангельской области, оказание консультативной помощи по всем направлениям библиотечной работы.
Страницы: 1
Программа развития школьной библиотеки
 
Перед образовательным учреждением, а значит и перед библиотекой, как частью педагогической системы ОУ, стоит цель: формирование общей культуры личности, ее интеграция в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности. Решение вопросов качества и эффективности функционирования в достижении цели  подразумевают изменение, обновление в соответствии с современными требованиями и нормами. И как результат, происходит изменение статуса, формы библиотеки.
В последние годы стало очевидным, что для улучшения своей деятельности библиотекам, как и другим организациям, необходимо разрабатывать технологию эффективного управления качеством работы. Для библиотеки управление качеством работы может означать следующее: определение миссии, формирование оптимальных условий для высокопрофессиональной деятельности, выявление приоритетных групп пользователей, изучение потребностей пользователей и создание атмосферы внимания к их запросам, предоставление адекватных потребностям услуг, измерение эффективности работы в соотношении с поставленными целями.
Современным инструментом модернизации управления является программа развития.
Программы развития любых объектов социальной сферы отличаются от перспективных планов работы прежде всего своей масштабностью и наличием финансовой составляющей.
В библиотечном деле программы развития, как правило, формировались  и формируются крупными библиотеками и библиотечными системами. Разработка программ развития школьных библиотек активизировалась недавно. А в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов разработка программ развития школьной библиотеки становится важной задачей и является показателем цивилизованной управленческой культуры.
Библиотека, как и любая организация в своем существовании проходит  следующие режимы:
  • Режим экстремальной жизнедеятельности (периоды  создания, становления характерна невысокая  стабильность, невысокая результативность)
  • Режим оптимальной жизнедеятельности
( периоды  функционирования (характерна стабильность, устойчивость и повышенная результативность)
и развития  (характерны качественные планомерные изменения, инновации, при этом наблюдается рост напряженности, уменьшается стабильность, усиливается неопределенность, могут проявиться сопротивления нововведениям)
Для режима развития характерны введение новых подходов к организации деятельности, реализация отдельных проектов и программ.
Именно на этом этапе, как правило, создаются программы развития.





Режимы жизнедеятельности представляют собой циклограмму. Так режим развития организации спустя какое-то время переходит в режим функционирования, и в свою очередь на определенном этапе потребует преобразований , а значит перехода в режим развития.
Таким образом, программа развития представляет собой:   документ организации, переходящей в инновационный режим жизнедеятельности. Она обеспечивает гарантированный, экономичный и своевременный переход  новое качественное состояние и одновременно управляет им.
Включает в себя:
- аналитическое обоснование программы
- цели и задачи
- выбор средств достижения цели
- планирование действий, мероприятий и событий, обеспечивающих ее достижение в установленные сроки
- указание на ответственных исполнителей и т. п.
Предполагает:
- выявление новых управленческих и методических подходов к организации деятельности школьной библиотеки
- анализ  моделей организационных форм школьных  библиотек
- техническое оснащение библиотеки
- обеспечение процесса образования, самообразования пользователей через библиотечное и информационное обслуживание
- предоставление доступа к удаленным ресурсам образования
- создание единого культурно-образовательного пространства с другими библиотеками
Приступая к созданию программы развития, следует учесть следующие факторы:
  1. Региональные  (центр города, небольшой районный центр, поселковая библиотека)
  2. Типологические (лицей, гимназия)
  3. Объективного окружения (расположение объектов культурно-образовательного значения вблизи учреждения_
  4. Субъективные (ожидания учащихся, педагогов, родителей)
  5. Содержательные (профильная подготовка учащихся)
  6. Ресурсные(кадры, материально-техническая база)

Кроме того, следует учесть!
1. Программа развития может быть подготовлена как «внутри» библиотеки, как самостоятельная программа, а может являться частью программы общешкольных преобразований. Жизнеспособными будут и тот и другой варианты. В любом случае, программа развития библиотеки  должна органично вливаться в программу развития школы, соответствовать ее направлениям деятельности.
2   Планируемые изменения являются длительным процессом (Программы развития как правило, создаются на период 4-5 лет.), а не разовым событием. Реализация одного проекта, скорее всего, повлечет за собой необходимость создания следующего.
3    Планируемые изменения прямо или косвенно будут затрагивать все аспекты деятельности библиотеки: от организации работы и внедрения новых технологий до взаимоотношений с коллегами, педагогами, родителями и администрацией.
Отличительные признаки программы развития:
- стратегический характер: ее направленность на решение наиболее важных направлений деятельности
- инновационная направленность.
Можно сказать, что программа развития есть стратегический план осуществления основных нововведений.
-прогностичность, т.е. направленность на будущее, на реализацию не только актуальных сейчас, но и прогнозируемых читательских потребностей.
- программно-целевое управлении (т.е. управление, ориентирующееся на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы и в заранее установленные сроки.
- четкая структурированность технологии разработки
Основные этапы разработки программы развития:
А. Подготовительный этап  (принятие решения о работе над программой развития и сроках ее подготовки, организация творческой группы.
Б. Основной этап—этап разработки программы .
  1. Анализ текущего состояния библиотеки (что мы имеем)
  2. Прогноз изменения внешней среды, изменения ресурсного потенциала.( т.е. возможные изменения контингента учащихся, изменение штатного расписания )
  3. Проблемный анализ состояния дел в библиотеке (
  4. Разработка и формулирование концепции (т.е. образа) желаемого будущего библиотеки
  5. Разработка стратегии перехода к новому состоянию: конкретизация целей и задач
  6. Разработка плана действий по реализации программы
  7. Просмотр первого варианта полученного текста, его оценивание, доработка и редактирование, если нужно)
В. Этап подведения итогов, утверждения и принятия решения об исполнении программы развития
Возможно организация обсуждения программы.
Оценка программы развития.
Принятие программы коллективом и обязательно Утверждение программы руководителем ОУ
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
В основе структуры программы развития школьной библиотеки должны лежать общие положения любой программы. Нужно, чтобы в документе были отражены цели и задачи, направления деятельности, механизмы реализации, желательно, чтобы были представлены финансирование и предполагаемые результаты
В ней можно выделить несколько разделов:
  1. Информационно-аналитический раздел
  2. Концептуально-целевой  раздел
  3. Тактический раздел
Давайте подробно рассмотрим каждый раздел.
  1. Информационно-аналитический раздел программы.
Особняком в информационно-аналитическом разделе стоит паспорт программы развития. Заполняется он после  разработки и составления программы, но в структуре программы  располагается в самом начале, как бы предваряя ее.
Паспорт программы, как правило, включает в себя следующую информацию:
Название программы
Разработчики
Нормативно-правовые основы разработки
Цели и задачи
Приоритетные направления деятельности
Срок действия
Этапы реализации
Ресурсное обеспечение реализации
Объем и источники  финансирования
Ожидаемые результаты.
Информационно-аналитический раздел
Это один из самых значимых разделов программы. От качественного анализа зависит успех прогнозирования и построения новой модели деятельности в режиме развития
Чтобы аналитическое обоснование было полным можно использовать следующие виды сбора информации
  • Изучение нормативных документов об образовании и библиотечном деле
  • Устные и письменные опросы, собеседование с представителями администрации школы, педагогическим коллективом, учащимися
При подготовке программы развития школьной библиотеки необходимо в первую очередь  ознакомиться с нормативно-правовыми документами разного уровня и разрабатывать программу развития с учетом этих документов.
Рекомендуется анализировать деятельность библиотеки по методике SWOT-анализа
SWOT-анализ — метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.
Целесообразно  представить SWOT-анализ в виде таблицы
strengths (сильные стороны)
weaknesses (слабые стороны),
opportunities (возможности)
threats (угрозы)

Можно проводить анализ деятельности по схеме проблемно ориентированного анализа, предложенной В.С. Лазаревым  и  М.М. Поташником. Путем сопоставления требуемого и достигнутого выделяют те пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, требующие устранения. Так очерчивается круг проблем, подлежащих решению, и определяются причины возникновения данных проблем.
Затем могут быть сделаны выводы, в соответствии с которыми в дальнейшем определяются направления деятельности.
Таким образом, в результате анализа должно быть обозначено, что требуется изменить, чтобы библиотека в будущем могла выполнять свои функции эффективнее, чем в настоящем.

Концептуально-целевой раздел.
  1. Формирование концепции.
Формирование концепции - это конструирование образа желаемого будущего библиотеки. Он должен быть разработан в соответствии с целями деятельности образовательного учреждения, его статусом, миссией (Устав ОУ, Концепция развития школы) определяется миссия школьной библиотеки, цели и задачи ее деятельности.
Миссия библиотеки
Эта часть включает главную стратегическую цель деятельности библиотеки. В качестве примера можно привести миссию школьной библиотеки, которая предлагается Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА): «Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами» (Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек.
Цели и задачи.
Цели должны быть реалистичны, контролируемы, основаны на приложении технологий в библиотечную инфраструктуру
Например
совершенствование информационно-библиотечного обслуживания;
-расширение информационного пространства;
- включение библиотеки в формирование информационной компетентности учащихся;
-увеличение ассортимента информационно-библиотечных услуг.
Задачи всегда конкретны,  и могут быть разбиты на несколько направлений:
-организационные (создать автоматизированное рабочее место библиотекаря, начать работу над электронным каталогом и пр.);
-учебно-методические (разработать  программу формирования  информационной грамотности школьников);
-кадровые (разработать план повышения квалификации работников библиотеки)
В данном разделе уместно обосновать будущую модель школьной библиотеки: организационную структуру, субъекты деятельности, их функции, взаимоотношения, направления деятельности. Как правило, в школьной библиотеке выделяют следующие направления: информационная, учебно-методическая, культурная
Тактический раздел
В данном разделе предполагается поместить поэтапный план действий. Так как вряд ли можно реализовать всю концепцию обновленной школьной библиотеки сразу в полном объеме, можно выделить промежуточные состояния, этапы.
Для каждого этапа определяются задачи. Сформулировать задачу – значит указать конкретный результат, который предполагается получить при реализации того или иного  направления деятельности.
План действий должен отличаться полнотой, (т.е. должен быть прописан достаточно подробно), скоординированностью и последовательностью действий, устойчивостью к сбоям, контролируемостью на любом этапе  выполнения.
Реализация программы развития требует построения управления библиотекой, т.к. необходимо осуществлять библиотечную деятельность в выбранном направлении, корректировать и дополнять программу информационной культуры, осуществлять информационное сопровождение участников образовательного процесса.
В образовательном учреждении структуру библиотеки представляет, как правило, 1 человек. Для создания и тем более реализации программы развития необходимо объединение усилий нескольких служб. Например, если ваша цель – создание медиатеки и вы планируете комплектоваться ЭОР, то вам, скорее всего, придется объединять усилия с учителями информатики. Если вы планируете вести работу библиотеки  в направлении дополнительного образования, то над программой развития необходимо работать вместе с завучем по воспитательной работе, педагогами дополнительного образования.
Таким образом, в управлении реализацией  программы могут принимать участие многие службы образовательной организации: заведующий библиотекой, администрация,  педагоги.
Управление реализацией программы требует формирования командной системы работы в коллективе. Одной  из наиболее эффективных форм управления реализацией программы является работа творческих групп (ВТК – временные творческие коллективы), в которые разработчики программы объединяются для решения конкретных задач. Перед каждой созданной творческой группой ставится конкретная цель и задачи, отраженные в годовом плане работы.
К основным направлениям повышения эффективности реализации образовательной программы относим реализацию личностно-ориентированного подхода к организации деятельности; практически обоснованное распределение функциональных обязанностей; формирование творческих групп, оптимальное использование материального и человеческого ресурса.
Реализация программы развития предполагает осуществление итогового поэтапного и текущего контроля.
Достижения ожидаемых результатов могут быть отслежены с помощью разработанных индикаторов. Например, определение уровня (или качества)
• информационной компетентности педагогов/учеников
• включенности библиотеки в локальные и корпоративные сети
И, конечно же, такими индикаторами будут являться статистические показатели библиотечной деятельности.
Ошибки при разработке программы развития.
Анализ программ позволяет выделить ряд ошибок, которые чаще всего совершают разработчики программы.
Можно выделить такие ошибки, как:
1. вообще отсутствие аналитического раздела, т.е. программа начинается сразу с изложения концепции новой библиотеки.
Создается ощущение, что библиотеку начинают проектировать с чистого листа, не учитывая предыдущий опыт деятельности.
2. Отсутствие четко представленной модели библиотеки: будет ли это ресурсный центр, центр приобщения к чтению или информационно-библиотечный центр. От четко представленной модели  будут исходит четко поставленные цели и задачи.
3. Отсутствие финансовых расчетов при разработке проектов, мероприятий
4. Несоответствие материального  и кадрового состава замыслам разработчиков программы. Не надо браться за непосильные задачи
Приступая к созданию программы развития, следует учесть следующие факторы:
1. Региональные  (центр города, небольшой районный центр, поселковая библиотека)
2. Типологические (лицей, гимназия)
3. Объективного окружения (расположение объектов культурно-образовательного значения вблизи учреждения_
4. Субъективные (ожидания учащихся, педагогов, родителей)
5. Содержательные (профильная подготовка учащихся)
6. Ресурсные (кадры, материально-техническая база)
Кроме того, следует учесть!
1. Программа развития может быть подготовлена как «внутри» библиотеки, как самостоятельная программа, а может являться частью программы развития школы. Жизнеспособными будут и тот и другой варианты. В любом случае, программа развития библиотеки  должна органично вливаться в программу развития школы, соответствовать ее направлениям деятельности.
2 Планируемые изменения являются длительным процессом (Программы развития как правило, создаются на период 4-5 лет.), а не разовым событием. Реализация одного проекта, скорее всего, повлечет за собой необходимость создания следующего.
3 Планируемые изменения прямо или косвенно будут затрагивать все аспекты деятельности библиотеки: от организации работы и внедрения новых технологий до взаимоотношений с коллегами, педагогами, родителями и администрацией.






 
Изменено: Богданова Наталья - 22.10.2015 12:15:22
Страницы: 1