Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Информация
АО ИОО
Официальная символика
Официальная символика

Яндекс.Метрика

Библиотекари образовательных организаций

Тема: Методическая работа
Описание: Цель: профессиональное общение, методическое сопровождение библиотекарей Архангельской области, оказание консультативной помощи по всем направлениям библиотечной работы.
Страницы: 1
Николай Александрович Рубакин, К 155 летию со дня рождения
 
Николай Александрович Рубакин (1862-1946) – просветитель, ученый, писатель, библиограф, выдающийся специа­лист в области библиотековедения – человек, любивший книгу и веривший в ее непреоборимую и светлую мощь. Масштабы его деятельности не могут не поразить любого, кто прикоснулся к его творчеству.
Николай Александрович Рубакин родился 1 (13 по новому стилю) июля 1862 г. в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов) в купеческой семье. Обучался в реальном училище, затем поступил в Петербургский университет, прошел курс обучения одновременно на трех факультетах — естественном, историко-филологическом и юридическом, и посвятил себя издательско-библиотечной деятельности.
На протяжении 12 лет Рубакин работал на бумагоделательной фабрике в Стрельне, трудился в различных издательствах, в том числе у издателя И. Д. Сытина, возглавляя специальный отдел. Редактировал книги по всем отраслям знаний, одновременно писал собственные книги, печатал публицистические статьи в журналах и газетах.
Самым значительным трудом Н.А. Рубакина, принесшим ему славу русского библиографа, явился трехтомный аннотированный библиографический справочник «Среди книг. Опыт обзора русских книжных богатств в связи с историей научно-философских и литературно-общественных идей: справочное пособие для самообразования и для систематизации и комплектования общеобразовательных библиотек, а также книжных магазинов

Н.А. Рубакина не зря называют энциклопедистом. Он – теоретик и практик системы наук, изучающих разные стороны чтения; публицист и ученый, просветитель и философ ноосферного масштаба. Его научная и практическая мысль развивалась по спирали, от простого к сложному. Выстроив его крупные работы в хронологическом порядке, нельзя не заметить восхождение читателеведческой мысли на основе принципа «лестницы» – «вперед и выше», преодолевая ступень за ступенью. Этот принцип сформулировал сам Рубакин. Апофеозом его теоретико-практической деятельности стала библиопсихология, представленная в книге «Психология читателя и книги».
В 1895 году в книге «Этюды о русской читающей публике» Рубакин так писал о назначении библиотек: «Для того чтобы библиотека могла правильно работать, и чтобы она могла служить не только удовлетворению личных и всяких иных вкусов, чтобы она была не одним развлечением, а могущественным орудием просвещения, каким должна быть книга, и тем более совокупность книг — литература, совокупный труд лучших умов человечества, сокровищница его знаний, мысли, чувств, стремлений и надежд — словом, чтобы библиотека была тем, чем она и должна быть, в ней необходимо должен находиться некоторый цикл книг. В этом-то цикле или, если можно так выразиться, библиотечном ядре и лежит центр тяжести каждой библиотеки, чтобы она могла занимать свое место в общей системе народного просвещения, а не только выдавать книги напрокат, получая за это плату или не получая ничего. Есть книги, которые должны быть в каждой открытой для публики библиотеке и отсутствие которых весьма невыгодно отражается на деятельности ее... Если можно так выразиться, библиотека должна быть книжным отражением вселенной.
Николай Александрович Рубакин с самого начала своей сознательной жизни и до самой своей смерти жил среди книг, жил в библиотеках, при библиотеках, для библиотек. «Рыться в книгах» всегда было любимейшим занятием, своего рода отдыхом Рубакина, как и большинства ученых и писателей.
Для Рубакина книги тоже были капиталом, но не таким, как для библиофилов. Для него книги были капиталом человеческого ума, человеческого знания, человеческих исканий истины и справедливости, призывом к борьбе за лучшее будущее. Он любил книги не за их внешность, а за их содержание. Его библиотеки были не собранием редких и роскошных дорогих книг для библиофилов, а сокровищницей человеческих знаний и достижений, из которой каждый мог черпать знания. На этом принципе строились и подбирались его библиотеки.
Книги дали ему возможность оставить по себе громадное литературное наследство, а библиотека стала для него, как он позже выразился, «отражением вселенной».Библиотеки Рубакина были неразрывно связаны с его работой, с его жизнью. Его библиотеки не были простым и случайным собранием книг — это были логически построенные системы, где книги действительно отражали жизнь вселенной.
Николай Александрович Рубакин считал, что создание новой психологической теории, которой он дал название «библиологической психологии», или «библиопсихологии», — главное научное достижение его жизни. «Библиопсихология, — говорит Рубакин, — должна стать наукой объективной. Она должна стать такой для того, чтобы дать возможность всякому работнику книжного дела объективно ориентироваться во всей сложности этого дела в любое время и в любом месте... Объективная классификация книг должна помочь нам ориентироваться в бесконечном разнообразии книжных сокровищ... Объективная классификация авторов должна помочь нам ориентироваться в истории литературы... Значит, идеалом ее (библиопсихологии) должно быть точное знание».
Незадолго до своей смерти он со свойственной ему любовью к статистике составил кратенькую табличку им сделанного:
прочитано 250 тысяч книг,
собрано 230 тысяч книг,
создано 49 научных работ, написано 280 научно-популярных книг,
составлено и разослано 15 тысяч программ по самообразованию, опубликовано 350 статей в 115 периодических изданиях
Страницы: 1