Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Информация
АО ИОО
Официальная символика
Официальная символика

Яндекс.Метрика
Горячая линия по вопросам оплаты труда

Оплата труда

Информационно – консультационный портал Роструда по вопросам трудовых прав работников ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ

  

Страницы «Горячей линии» официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по вопросам оплаты труда работников:

Вопросы и ответы

Ответы на часто задаваемые вопросы по оплате труда.

Из чего состоит заработная плата?

Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Заработная плата (оплата труда работника) состоит из 4-х частей:

1. Вознаграждение за труд, размер которого зависит от таких факторов как квалификация работника, сложность, количество, качество и условия выполняемой работы;

2. Компенсационные выплаты – доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера;

3. Стимулирующие выплаты – доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты;

4. Выплаты социального характера – включаются суммы средств, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных внебюджетных фондов).

Для чего нужна средняя заработная плата и как она исчисляется?

Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Порядок исчисления средней заработной платы установлен ст. 139 ТК РФ. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Могу ли я участвовать в формировании системы оплаты труда в образовательной организации?

Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации, и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Каждый работник образовательной организации имеете право участвовать в формировании нормативной правовой базы, регулирующей действующую в организации систему оплаты труда.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» каждый работник, достигший возраста 14 лет, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 10-ФЗ профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы работников по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений.

Кроме того, согласно статьей 22 Федерального закона № 10-ФЗ установлено, что профсоюзные работники вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере. И в случаях нарушения законодательства о труде вправе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

Сохраняется ли заработная плата педагогических и иных работников образовательных организаций в условиях COVID-19, если сохраняется, то в каком размере?

Следует учитывать, что положения, установленные статьей 157 Трудового кодекса РФ при простое, к работникам образовательных организаций не применяются. 

В образовательных организациях предусмотрено специальное регулирование в периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Такие периоды, как каникулярное время, установленное для обучающихся организации, для педагогических и иных работников образовательных организаций, не совпадающее с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми отпусками, являются рабочим временем, в связи с чем работникам выплачивается заработная плата как и в период учебного года.

В школе предусмотрены выплаты стимулирующего характера на основе заработанных баллов. Баллы подсчитываются исходя из показателей за квартал. В школе есть сотрудники, которым установлен режим нерабочего дня с сохранением заработной платы. Должны ли таким сотрудникам начисляться стимулирующие выплаты?

За период нерабочих дней работник должен получить сохраненную заработную плату в том же размере, который он бы получил, если бы отработал эти дни полностью.

Основанием для сохранения за работниками заработной платы с 30 марта по 30 апреля и с 6 мая по 8 мая 2020 года являются обязательные для исполнения Указы Президента Российской Федерации. 

Размер оплаты должен соответствовать той его величине, которую работник получил, если бы отработал эти дни полностью (с надбавками и премиями).

Должна ли оплата труда воспитателя дежурной группы, созданной в связи с самоизоляцией граждан, отменой посещения детьми дошкольных образовательных организаций, вызванных условиями COVID-19, отличаться от оплаты тех работников, которые находятся дома?

Согласно пункту 5.1 приложения к приказу №536 периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, в том числе вызванные условиями COVID-19, являются рабочим временем педагогических и иных работников.

В такие периоды, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми отпусками, то есть в свое рабочее время, педагогические работники привлекаются к педагогической, организационной или методической работе с сохранением заработной платы. 

Деятельность каждого работника в такие периоды должна регулироваться локальными нормативными актами организации и графиками работ с указанием их характера и особенностей. 

Нарушение трудовых прав

Для получения консультаций о применении требований и норм трудового законодательства в случае нарушения трудовых прав просьба перейти на специальный сайт онлайнинспекция.рф

Заработная плата за неполный месяц при оплате из расчета минимального размера оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда (далее ‒ МРОТ) устанавливается на всей территории РФ федеральным законом и представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда (ст. 130, ч. 1 ст. 133 ТК РФ). В настоящее время действует Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (далее - Закон № 82-ФЗ). Согласно статье 3 данного Закона МРОТ применяется, в частности, для регулирования оплаты труда.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ либо минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (если на работодателя распространяется соответствующее региональное соглашение). Это следует из части 3 статьи 133, части 11 статьи 133.1 Трудового Кодекса Российской Федерации. Если норма времени отработана не полностью, то работодатель рассчитывает заработную плату пропорционально отработанному времени.

Положена ли федеральная выплата вознаграждения за классное руководство в размере 5 000 рублей учителям среднего профессионального образования?

Согласно перечню поручений Президента Российской Федерации от 15 января 2020 года (далее – поручение) начиная с 1 сентября 2020 года осуществляется выплата ежемесячного денежного вознаграждения в размере не менее 5 тысяч рублей педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство.

Указанная доплата педагогическим работникам организаций среднего профессионального образования не предусмотрена.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2021 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом об образовании, нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 ТК РФ).

О методике расчета фактического уровня средней заработной платы педагогических работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации, о пересмотре действующей методики Росстата по определению размера среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы без учета объемов дополнительной работы, выходящей за пределы трудовой функции работников по занимаемой должности, а также без включения в среднюю заработную плату выплат социального характера.

В 2021 году ежеквартальный мониторинг сохранения достигнутого соотношения заработной платы обеспечивается в рамках федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6.05.2008 № 671-р (пункты 1.30.23, 2.6.9-2.6.11, 2.6.18 (1), 2.6.18 (2)).

Фактически сложившейся уровень средней заработной платы по отдельным категориям работников за год сопоставляется с фактически сложившейся заработной плате наемных работников в субъекте Российской Федерации за тот же год на основе статистических данных, полученных в ходе статистического наблюдения в соответствии с приказом Росстата от 24.07.2020 года № 421.

В Российской Федерации с 1990-х годов применяется международная методология ведения статистического учета заработной платы.

Действующая методология расчета показателя «среднемесячная заработная плата» основана на соблюдении международных рекомендаций статистического учета и принципов, заложенных в конвенциях и резолюциях Международной организации труда, и опубликована в Методологических положениях по статистике (выпуск четвертый, 2003 год). Она едина для всех статистических наблюдений за заработной платой, проводимых в стране.

Сравнения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы со средней заработной платой по регионам должно исходить из сопоставимости данных показателей. В связи с чем заработная плата по категориям рассчитывается аналогично заработной плате по региону, исходя из среднесписочной численности, а не на ставку. Тем самым обеспечивается корректное сопоставление средней заработной платы отдельных категорий работников и заработной платы наемных работников по региону.

Почему заработная плата педагогического работника отличается от средней заработной платы в регионе?

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» субъекты российской Федерации должны были обеспечить доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций учреждений общего образования, преподавателей и мастеров учреждений среднего профессионального образования до средней заработной платы в соответствующей регионе, педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе.

Расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате, полученной
по результатам организованного Росстатом федерального статистического наблюдения за деятельностью государственных и муниципальных учреждений социальной сферы и науки, итоги которого формируются по форме № «ЗП-образование» (приказ Росстата от 24.07.2020 года № 421).

Оценка целевого показателя средней заработной платы осуществляется по организации в целом и агрегируется на региональном уровне, а не в отношении конкретного работника, поскольку уровень заработной платы конкретного работника образовательной организации зависит от стажа работы, уровня квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Электронная приемная министерства образования и науки Архангельской области