Поиск по сайту
Авторизация
|
Методические письмаМетодические рекомендации по преподаванию математики в 5 классе для общеобразовательных учреждений Архангельской области – «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образованияЧагаева Т.В., методист
Методические рекомендации по преподаванию математики в 5 классе
Цели изучения предмета «Математика». Учебный предмет «Математика» согласно одному из базовых документов нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – фундаментальному ядру содержания общего образования «обладает исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной деятельности».[1] Основные цели изучения предмета «Математика» в примерной программе по математике в основной школе представлены в направлении личностного развития, в метапредметном и в предметном направлениях.[2] В целевые установки особым образом включены ценностные ориентиры содержания предмета «Математика», которые заключаются в формировании способов деятельности, а также в интеллектуальном развитии. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Изучение математики способствует развитию точной и информативной речи, умению отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии[3]. Предмет «Математика» в базисном учебном плане. При разработке учебных планов образовательным учреждениям, которые осуществляют образовательный процесс в соответствии с ФГОС нового поколения, необходимо руководствоваться Базисным учебным планом основного общего образования. Базисный учебный план представлен в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения.[4] Согласно первому и второму варианту базисного учебного плана на обязательное изучение предмета «Математика» в 5 классе отводится 175 учебных часов (по 5 часов в неделю). Количество учебных часов на изучение предмета в классах с повышенным уровнем математической подготовки может быть увеличено за счет части, формируемой участниками образовательного процесса. В этом случае на изучение математики рекомендуется отводить не менее 6 часов в неделю и включать в содержание предмета дополнительные вопросы, способствующие расширению математического кругозора, освоению математического аппарата и развитию математических способностей обучающихся, например: позиционные системы счисления; признаки делимости на числа, отличные от 2, 3, 5, 9, 10 (например, признаки делимости на 4, на 25); алгоритмы нахождения наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя; разбиение множества натуральных чисел на классы по остаткам от деления; построение на клетчатой бумаге; равносоставленные фигуры; разрезание и составление геометрических фигур, построение паркетов, орнаментов, узоров; решение задач на нахождение равновеликих и равносоставленных фигур и др. Предлагаемые вопросы имеют, безусловно, рекомендательный характер. Их изучение в классах с повышенным уровнем математической подготовки может распределяться в зависимости от имеющихся потребностей обучающихся, учителя и/или образовательного учреждения. При этом важно учитывать и содержание авторских программ по математике, входящих в конкретный учебно-методический комплект. В общее количество часов, отведенное на изучение предмета «Математика» включено резервное время. Резервное время может также быть использовано для изучения дополнительных вопросов, для организации обобщающего повторения и для углубленного изучения отдельных тем примерной программы. Резервное время, предлагаемое в примерной программе, предназначается, кроме того, и для изучения раздела «Математика в историческом развитии». Распределение часов по предмету «Математика» на два учебных года (5 и 6 классы) представлено в примерной программе по математике для основной школы.[5] В таблице 1 содержится распределение часов по математике, рекомендуемых в 5 классе.
Таблица 1
Распределение учебных часов по предмету «Математика» в 5 классе
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по математике определяется по результатам промежуточного (текущего) и итогового контроля. Промежуточный контроль может проводиться в форме математических диктантов, зачетов и контрольных работ, а итоговый - в форме контрольной работы, которая проводится в IV четверти или III триместре учебного года. В 5 классе, в зависимости от программы, по которой работает педагог, может проведено различное количество контрольных работ, однако их количество не может составлять менее 8 работ. В связи с тем, что в настоящее время активно развивается государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме, учителю математики рекомендуется вести пропедевтическую работу с обучающимися. В этой связи необходимо обратить особое внимание на развитие умений обучающихся решать текстовые задачи, выполнять оценку числовых выражений, осуществлять переход от одной формы записи чисел к другой, работать с различными видами представления информации (текстовым, графическим, табличным), строить чертежи. В 5-ых классах образовательных учреждений, работающих по ФГОС ООО, необходимо использовать учебники из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ № 2885 от 27.12.2011). Для реализации стандартов нового поколения в 5 классе рекомендуется использовать следующие учебники:
[1] Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – с. 36. [2] Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9. – М.: Просвещение, 2011. – с. 3-4 [3] Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9. – М.: Просвещение, 2011. – с. 6-7 [4] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – с. 277 – 286. [5] Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9. – М.: Просвещение, 2011. – с. 18-23, с.40-45 [6] Выделенный курсивом объем учебных часов носит рекомендательный характер. Файл: Загрузить |