Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Информация
АО ИОО
Официальная символика
Официальная символика

Яндекс.Метрика

Методические письма

Методические рекомендации по преподаванию географии в 5 классе для общеобразовательных учреждений Архангельской области – «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования

Методические рекомендации по преподаванию географии в 5 классе для общеобразовательных учреждений Архангельской области – «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования

Семенова В.А., методист кафедры 
теории и методики предмета АО ИППК РО

Методические рекомендации по преподаванию географии в 5 классе 
для общеобразовательных учреждений Архангельской области – «пилотных площадок» 
по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования

Цели изучения предмета «География». Общая цель преподавания географии как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования – одного из базовых документов ФГОС нового поколения. Она состоит в формировании «комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, являющейся одной из основ практической повседневной жизни.»[1].

Главные цели изучения предмета «География» представлены в примерной программе по географии для 5 – 9 классов общеобразовательной школы[2].Целевые установки отражают основные виды деятельности, на освоение которых направлен школьный курс географии. К ним относятся, например, проведение исследования по планам местности и географическим картам, анализ и систематизация полученных данных; выявление, сравнение особенностей природных объектов, решение географических задач и др.

В процессе проектирования собственной рабочей программы учителю важно соотносить цели изучения предмета «География», заявленные в новом стандарте основного общего образования, фундаментальном ядре содержания общего образования, соответствующей примерной программе, с целевыми ориентирами изучения предмета, заявленными в авторских программах, включённых в тот или иной учебно-методический комплект по предмету.

Предмет «География» в базисном учебном плане. Очевидно, что образовательные учреждения, которые являются «пилотными площадками» по введению ФГОС ООО (основного общего образования), при разработке учебных планов руководствуются базисным учебным планом, представленным в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения[3]. Согласно первому и второму вариантам базисного учебного плана, общее количество часов, которое отводится для обязательного изучения учебного предмета «География» в 5 классе, составляет 35 (по 1 часу в неделю)[4].

Увеличение количества учебных часов находится в компетенции образовательного учреждения и производится при необходимости за счёт части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. В пятом классе максимально допустимая недельная нагрузка составляет 32 часа[5].

Распределение учебных часов по предмету «География». Примерная программа по географии для основного общего образования (5 – 9 классы) рассчитана на 272 часа. Из них 204 часа отводится на содержание инвариантной (неизменной) части учебного предмета. Вариативная часть программы для 5 – 9 классов составляет 68 часов (25% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане)[6]. Распределение учебных часов по географии в 5 классе по ФГОС ООО необходимо осуществлять, ориентируясь на нормы, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Распределение учебных часов по предмету «География» в 5 классе

Общее количество часов

Из них

Уроки по региональному содержанию

Уроки практической

направленности

Контроль уровня

географического

образования

35

не менее 8

определяется авторами УМК,

по которому работает учитель

не менее 2 работ

При составлении рабочей программы с учётом норм распределения учебных часов, отражённых в таблице 1, учителю необходимо обратить особое внимание на нижеследующие положения.

1. Количество учебных часов, отведённых на реализацию регионального содержания в 5 классе общеобразовательных учреждений, работающих по ФГОС ООО, составляет 8 часов. Материалы регионального содержания по географии в 5 классе могут быть включены в рабочую программу учителя и изучаться школьниками отдельным блоком, а могут быть рассредоточены по всему курсу географии пятого класса, логически «увязаны» с темами авторских программ, входящих в тот или иной учебно-методический комплект.

2. В связи с тем, что учебный предмет «География» в большей степени устный, собственно контрольные работы по географии не предусмотрены. Однако рекомендуется провести две аудиторные работы, связанные с выявлением уровня географического развития обучающихся (в начале и в конце учебного года соответственно).

Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня географического образования проводятся в соответствии с тематическим планированием, представленным в примерной программе по географии.

Исходя из этого, представляется целесообразной организация аудиторногоконтроля уровня географического развития пятиклассников. Формы, виды контроля содержатся в примерной программе по предмету, могут быть выбраны по усмотрению учителя[7] и проведены как в устной, так и в письменной форме.

3. В процессе изучения курса географии общеобразовательной школы обязательным при проектировании рабочих программ учителя является выделение специальных учебных часов для реализации практической направленности предмета. Сведения по практической части также являются полноправным разделом примерной программы по географии по ФГОС ООО[8]. В соответствующем примерном тематическом планировании инвариантной части программы на ступени основного общего образования выделен специальный раздел, характеризующий основные виды деятельности обучающихся в процессе выполнения практических работ. Из содержания указанного раздела примерной программы по географии, очевидно, что эти уроки могут рассматриваться как уроки развития практических навыков обучающихся. Примерные темы практических работ указаны в авторских программах, входящих в учебно-методические комплекты по географии.

4. В связи с тем, что формы итоговой аттестации обучающихся по географии в настоящее время претерпевают значительные изменения, активно развивается государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме, учителю географии рекомендуется внести соответствующие коррективы в текущие формы контроля, увеличив долю заданий в тестовой форме, работу с планом местности и картой. При этом необходимо учитывать, что эти формы контроля могут и не предполагать отдельного учебного занятия. Контроль может рассматриваться как вполне закономерная часть урока любого типа в зависимости от совместного целеполагания учителя и обучающихся на учебном занятии.

5. В процессе изучения географии в пятом классе важно обращать внимание на уроки разных типов, в том числе и уроки-экскурсии. Как правило, уроки-экскурсии не только расширяют знания о ближайших природных объектах, но и особым образом способствуют развитию практических навыков обучающихся. Природные объекты, рекомендованные для проведения экскурсий, указаны в авторских программах, входящих в учебно-методические комплекты по географии. Вместе с тем учитель, ориентируясь на интересы пятиклассников, вправе выбирать и иные природные объекты, расположенные вблизи своего населенного пункта.



[1] Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – С. 16.

[2] Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – С. 6– 7.

[3] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 277 – 286.

[4] Если в уставе образовательного учреждения заявлена иная продолжительность учебного года, то общее количество часов по предмету рассчитывается по количеству учебных недель в соответствии с уставом.

[5] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 281 – 282.

[6] Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – С. 11.

[7] Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – С. 22-32.

[8] Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – С. 22-32.


Файл:  Загрузить

Возврат к списку