Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Информация
АО ИОО
Официальная символика
Официальная символика

Яндекс.Метрика

Методические письма

Методические рекомендации по преподаванию иностранного языка в 5 классе для общеобразовательных учреждений Архангельской области –  «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования

Методические рекомендации по преподаванию иностранного языка в 5 классе для общеобразовательных учреждений Архангельской области – «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования

Порхунова О.В., методист кафедры 
теории и методики предмета АО ИППК РО

Методические рекомендации по преподаванию иностранного языка в 5 классе 
для общеобразовательных учреждений Архангельской области – 
«пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования

Цели изучения предмета «Иностранный язык». Общая цель преподавания иностранного языка как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования – одного из базовых документов ФГОС нового поколения. Она состоит в развитии у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, то есть «способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка»[1].

Главные цели изучения предмета «Иностранный язык» представлены в примерной программе по иностранному языку для 5 – 9 классов общеобразовательной школы в разделе «Вклад учебного предмета «Иностранный язык» в достижение целей основного общего образования» и заключаются в развитии иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций), развитии личности посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка[2].

Иные цели тождественны результатам и представлены на метапредметном, личностном и предметном уровнях. К личностным результатам относятся, например, формирование мотивации к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык», осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и др.; к метапредметным результатам: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение, развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией и др. Подробное описание предметных результатов, соотнесенных с основными сферами человеческой деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической), представлено в примерной программе по иностранному языку[3].

В процессе проектирования собственной рабочей программы учителю важно соотносить цели изучения предмета «Иностранный язык», заявленные в новом стандарте основного общего образования, фундаментальном ядре содержания общего образования, соответствующей примерной программе, с целевыми ориентирами изучения предмета, заявленными в авторских программах, включённых в тот или иной учебно-методический комплект по предмету.

Предмет «Иностранный язык» в базисном учебном плане. Очевидно, что образовательные учреждения, которые являются «пилотными площадками» по введению ФГОС ООО (основного общего об образования), при разработке учебных планов руководствуются базисным учебным планом, представленным в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения[4]. Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 525 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Иностранный язык» на этапе основного (общего) образования.

Согласно первому и второму варианту базисного учебного плана основного общего образования[5] общее количество часов, которое отводится для обязательного изучения учебного предмета «Иностранный язык» в 5 классе, составляет 105 часов (по 3 часа в неделю).

Второй вариант базисного учебного плана основного общего образования[6] предусматривает введение второго иностранного языка, начиная с 5 класса, на изучение которого отводится 70 часов в год (по 2 часа в неделю).

При этом уменьшение количества учебных часов на изучение предмета не допускается (не менее трех часов в неделю).

Увеличение количества учебных часов находится в компетенции образовательного учреждения и производится при необходимости за счёт части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. В пятом классе максимально допустимая недельная нагрузка составляет 32 часа[7].

Распределение учебных часов по предмету «Иностранный язык».Примерная программа по иностранному языку для основного общего образования (5 – 9 классы), рассчитанная на 525 часов, содержит инвариантную (неизменную) часть учебного предмета. В целом, вариативная часть программы для 5 – 9 классов составляет 130 часов (25 % времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане)[8]. Распределение учебных часов по иностранному языку в 5 классе по ФГОС ООО необходимо осуществлять, ориентируясь на нормы, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Распределение учебных часов по предмету

«Иностранный язык. Второй иностранный язык» в 5 классе

Вариант БУП ООО

Название предмета

Из них

Инвариантная часть

Вариативная часть

Вариант № 1[9]

Иностранный язык

79 часов

26 часов (из них 10 часов - на региональное содержание по иностранному языку)

Вариант № 2[10]

Иностранный язык

79 часов

26 часов (из них 10 часов - на региональное содержание по иностранному языку)

Второй иностранный язык

70 часов (2 часа в неделю)

Примерная программа по иностранному языку не предусматривает разделение учебного времени на инвариантную и вариативную части при изучении второго иностранного языка, тем не менее, считаем целесообразным придерживаться такого же соотношения учебного времени, как и для изучения первого иностранного языка: 53 часа – на инвариантную часть, 17 часов – на вариативную часть, из них 7 часов – на региональное содержание по иностранному языку.

Вариативная часть предусматривает увеличение количества часов на изучение определенных тем (в соответствии с программой учебно-методического комплекта) и включение в рабочую программу регионального содержания образования по иностранному языку. На изучение регионального содержания по иностранному языку рекомендуется использовать 10 % от общего количества учебного времени. Для 5 класса общеобразовательных учреждений, работающих по ФГОС ООО, это составит 10 часов для предмета «Иностранный язык» и 7 часов для предмета «Второй иностранный язык».

Материалы регионального содержания по иностранному языку в 5 классе по-прежнему могут быть включены в рабочую программу учителя и изучаться школьниками отдельным блоком, а могут быть рассредоточены по всему курсу иностранного языка для пятого класса, логически «увязаны» с темами авторских программ, входящих в тот или иной учебно-методический комплект.

При составлении рабочей программы с учётом норм распределения учебных часов, отражённых в таблице 1, учителю необходимо обратить особое внимание на нижеследующие положения.

  1. Обязательным при составлении рабочих программ и тематического планирования по иностранному языку является выделение часов для контроля уровня владения основными видами речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), а также языковой грамотности учащихся. Распределение учебных часов по видам контроля представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение учебных часов по видам контроля по предмету

«Иностранный язык. Второй иностранный язык» в 5 классе

Виды контроля

текущий

периодический

итоговый

Всего

Содержание контроля

определяется авторами УМК, по которому работает учитель

виды деятельности (говорение / аудирование / чтение / письмо)

комплексная работа

Количество часов в 5 классе (четвертый год обучения)

определяется авторами УМК, по которому работает учитель

не менее 4 часов (четвертый год обучения)

1 час

Не менее 5 часов

Количество часов в 5 классе (первый год обучения; второй иностранный язык)

определяется авторами УМК, по которому работает учитель

не менее 3 часов (первый год обучения)

1 час

Не менее 4 часов

  1. Текущий контроль проводится преимущественно на уровне речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических, орфографических, техники чтения). Количество и содержание таких контрольных работ определяется авторами учебно-методического комплекта, по которому работает учитель.
  2. Периодический контроль связан с определением уровня развития речевых умений (говорение, аудирование, чтение и письмо). При этом необходимо ориентироваться на следующие нормы:

- в 5 классе (четвертый год обучения) – не менее 4 часов в год (в конце каждой четверти);

- в 5 классе (второй иностранный язык; первый год обучения) – не менее 3 часов в год (2, 3, 4 четверть).

Периодическая контрольная работа может быть комплексной, включающей контроль всех или нескольких видов речевой деятельности, или однокомпонентной, включающей проверку только одного вида деятельности. Однако каждый вид деятельности проверяется один раз в год в обязательном порядке.

  1. Итоговый контроль проводится в конце учебного годаИтоговая контрольная работа по иностранному языку должна иметь комплексный характер и включать в себя задания, знакомые учащимся по формату из курса обучения.
  2. В процессе изучения иностранного языка в пятом классе важно обращать внимание на уроки разных типов, в том числе и уроки домашнего чтения (Home reading). Рекомендуемое количество уроков домашнего чтения в 5 классе для обучающихся по ФГОС ООО составляет не менее 4 учебных часов в год. Как правило, уроки внеклассного чтения не только расширяют круг чтения обучающихся, но и формируют их читательскую самостоятельность, особым образом способствуют развитию универсальных учебных действий. Произведения, рекомендованные для домашнего чтения, указаны в авторских программах, входящих в учебно-методические комплекты по иностранному языку.

В учебном процессе могут быть использованы учебники иностранного языка, содержание которых соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования.[11] В федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения в качестве ведущего образовательного подхода провозглашается деятельностный подход. Это означает, что УМК по иностранному языку соответствуют данному подходу.

По учебному предмету «Английский язык» имеется 9 предметных линий УМК для изучения английского языка в 5 - 9 классах общеобразовательных учреждений, содержание которых соответствует ФГОС основного общего образования. Информация по данным УМК представлена в таблице 3.

Таблица 3

УМК для изучения английского языка в 5 - 9 классах общеобразовательных учреждений, содержание которых соответствует ФГОС основного общего образования

Учебник

Примечания

Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 5 кл.(«Новый курс английского языка для российских школ») [Дрофа] (1-й год обучения)

Рабочая программа к УМК: http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/programms/

Организация материала основана на единстве фонетического, орфографического, лексического, фразеологического, грамматического, текстового и страноведческого аспектов. Весь изучаемый материал строго систематизирован и носит личностно-ориентированный характер.

Простые формулировки, детальное объяснение доступным языком теоретических положений, наличие разнообразных творческих заданий помогают учащимся осознать возможность самореализации и самовыражения средствами английского языка. Все УМК линии нацелены на формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации на основе российской гражданской идентичности, а также толерантного отношения к проявлениям иных культур. Формированию умения планировать свое речевое поведение служит специально разработанная система заданий, существенно дополненная заданиями в рабочих тетрадях и книгах для чтения.

Учебники дополнены специальными заданиями на формирование навыков самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык. 5 кл. (“EnjoyEnglish”) [Титул] Методическая поддержка:http://www.enjoyenglish.ru/

Учебник обеспечивает как развитие коммуникативных умений учащихся на английском языке во всех видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме), так и развитие и воспитание детей средствами английского языка. Содержание учебника соответствует интересам учащихся 10-11 лет, учитывает их возрастные и психологические особенности. Учебник реализует современные требования федерального государственного образовательного стандарта. Учебник может быть использован в составе любой системы учебников, в том числе в системе «Школа 2100».

Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. 5 кл. (“Spotlight”) [Просвещение]

Методическая поддержка:http://www.prosv.ru/umk/spotlight/default.aspx

Основные особенности УМК данного этапа обучения:

  • наличие аутентичных языковых материалов;
  • использование английского языка как средства изучения других дисциплин;
  • знакомство учеников с рациональными приемами изучения иностранного языка (Study Skills);
  • включение материала о странах изучаемого языка(Culture Corner) и России (Spotlight on Russia);
  • большой набор дополнительных интерактивных учебных пособий, входящих в состав УМК, позволяющих создать условия для личностного ориентированного обучения;
  • наличие текстов для дополнительного чтения (Extensive Reading);

· включение материалов для подготовки к различным формам итоговой аттестации.

Вербицкая М.В., Эббс Б., Уорелл Э. и др. / Под ред. Вербицкой М.В. Английский язык. 5 кл. (“Forward”) [Вентана-Граф]

Методическая поддержка: http://vgf.ru/pedagogu/Metod.aspx

УМК «Forward» для 5 – 9 классов нацелен надостижениеличностных, метапредметных, предметных результатов освоения программы по иностранному языку на ступени основного общего образования;реализует учет планируемых результатов, новыеподходы к оцениванию,принцип дифференциациитребований к подготовке учащихся.

Содержит материалы для резервных уроков для реализации дифференцированного подхода к обучению и обеспечения возможности построения индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося.

Сюжет – создание персонажами учебника школьного журнала «Forward».

Его частью становится начатая в начальной школе история (комикс о приключениях английских школьников).

Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык. 5 кл. (“English”) [Просвещение]

Методическая поддержка:http://www.prosv.ru/umk/vereshchagina/default.aspx

УМК предназначен для школ с углубленным изучением английского языка

В УМК нашли свое отражение как новые тенденции в преподавании языка, так и традиционная, классическая школа, в которой язык изучается глубоко и основательно, а все навыки и умения владения им получают свое постепенное развитие.

Деревянко Н.Н., Жаворонкова С.В., Карпова Л.Г. и др. Английский язык. 5 кл. (“New Millennium English”) [Титул]

Методическая поддержка:http://www.newmillenniumenglish.ru/index.php?sid=41519d49b6971cddcae326601f55dd9e&part=3&id=20

Основная цель курса – развитие коммуникативной компетентности учащихся на уровне, позволяющем успешно решать коммуникативные задачи в разнообразных ситуациях англоязычного общения.

Особенности УМК:

  • основан на реальных аутентичных ситуациях;
  • адаптирован до уровня, на котором англичанин разговаривает с иностранцами;
  • рассчитан на обычную среднюю школу, в которой обучаются ученики с разными способностями, и для любого уровня есть дополнительные задания;
  • концентрация на обучении и обучаемости: поощряется самостоятельное изучение языка и учениками;
  • построен по тематическому принципу, темы и ситуации отобраны с учетом возрастных и психологических особенностей и интересов учащихся подросткового возраста.

В УМК используются современные методические подходы, благодаря которым ученики демонстрируют достигнутые умения на самых ранних этапах обучения по учебнику “New Millennium English”.

Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык. 5 кл. (“Happy English.ru”) [Титул]

Методическая поддержка: http://www.titul.ru/happyenglish/

УМК написан в соответствии с требованиями ФГОС и учитывает реальные возможности учителя и учащихся массовых школ России.

Особенности УМК:

· ориентация курса на реальную ситуацию общеобразовательной школы, на условия работы в разноуровневых группах;

· сюжетное построение;

· социокультурная направленность курса;

· воспитательный характер курса;

· использование игр;

· использование стихов и песен;

· грамматика в образах;

Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Грейнджер К. Английский язык. 5 кл. [Русское слово]

Рабочая программа и книга для учителя: http://www.russkoe-slovo.ru/new/metodics/53.html

Данный УМК имеет следующие отличительные черты:

современный английский язык, задания, направленные на формирование и развитие коммуникативных умений в реальных ситуациях общения;

- системный подход к формированию у школьников артикуляционных, слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков;

- осуществление межпредметных связей как фактора оптимизации процесса обучения английскому языку ;

- знакомство учащихся с социокультурными реалиями и бытом разных стран;

- формирование и развитие у учащихся навыков и умений самостоятельного чтения текстов различных жанров;

- формирование у учащихся умений оценки своих успехов в изучении языка;

- обучающие игры и проектные работы, стимулирующие интерес учащихся к изучению английского языка;

- англо-русский словарь с транскрипцией;

- подробные методические рекомендации на русском языке в книге для учителя.

Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П. и др. Английский язык. 5 кл. (“English”) [Просвещение]

(4-й год обучения)

Методическая поддержка: http://www.prosv.ru/umk/we/default.aspx

УМК разработаны на основе методической концепции коммуникативного иноязычного образования, которая обеспечивает не только обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур.

По учебному предмету «Немецкий язык» имеется 4 предметные линии УМК для изучения немецкого языка в 5 - 9 классах общеобразовательных учреждений, содержание которых соответствует ФГОС основного общего образования. Информация по данным УМК представлена в таблице 4.

Таблица 4

УМК для изучения немецкого языка в 5 - 9 классах общеобразовательных учреждений, содержание которых соответствует ФГОС основного общего образования

Учебник

Примечания

Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. и др. Немецкий язык. 5 кл. «Horizonte»[Просвещение]

Методическая поддержка:

http://www.prosv.ru/umk/horizonte/default.aspx

Линия "Horizonte" создана совместно с немецким издательством Cornelsen (г. Берлин): 
соответствует Федеральному государственному образовательному стандартуи общеевропейским компетенциям владения иностранным языком и предназначена для изучения немецкого языка как второго иностранного.

Учебник для 5 класса состоит из семи глав, семи страноведческих блоков, «Маленькой перемены» и «Большой перемены», а также немецко-русского словаря.

Каждая глава занимает восемь страниц. С помощью красочного коллажа на первой странице главы происходит введение в тему. В соответствии с правилами составления европейского языкового портфеля учащиеся регулярно собирают информацию о себе и собственных достижениях.

Особое внимание уделено страноведению. В зелёных рамках «О стране и людях»содержится информация о Германии, Австрии и Швейцарии, а после каждой главы находится блок, посвященный России.

Рубрика «А если подумать?»в оранжевых рамках поможет самостоятельно разобраться с грамматическими явлениями, а сами правила можно найти в кратком грамматическом справочнике в конце главы.

«Маленькая перемена» и«Большая перемена» после глав 3 и 7 соответственно помогут в игровой форме повторить пройденный материал в зимние и летние каникулы.

Словарь в конце учебника содержит все лексические единицы активного словаря.

Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. 5 кл. „Deutsch“ Klasse 5. [Просвещение]

Программа к курсу + книга для учителя:

http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12786

Как и УМК по немецкому языку для начальной школы, данный УМК реализует личностно-ориентированный подход как новую парадигму образования и воспитания, имеет выраженную коммуникативно-когнитивную и в целом деятельностную социокультурную направленность.

Учебник для 5 класса, продолжающий обучение, начатое во 2 классе (4-й год обучения), называется „Deutsch“ Klasse 5.

Учебник „Deutsch“ Klasse 5 содержит 10 глав/параграфов, первая из которых представляет собой небольшой повторительный курс и не включена в нумерацию глав.

В качестве структурных единиц каждой главы выступают блоки, выделяемые по доминирующему виду учебной и речевой деятельности.

Книга для учителя содержит три приложения: Приложение I — тексты для аудирования, Приложение II — итоговый тест за 5 класс, Приложение III — материал для проведения страноведческой викторины.

Радченко О.А., Хебелер Г., Степкин Н.П. Немецкий язык. 5 кл. «Alles klar!»[Дрофа]

Программа:http://www.drofa.ru/books/vertical/progr_5-9_deutch_Radchenko.pdf

При создании комплекта авторы ориентировались на рекомендации Европейского совета, которые предлагают новую систему оценки качества владения немецким языком (эта система реализована в интер­активном пособии «Profile Deutsch», Langenscheidt, 2002). В соответствии со «Всеобщими европейскими референтными рамками для языков» предлагаемый УМК для 1-го года обучения немецкому языку явля­ется начальным этапом ступени А1.

УМК рассчитан на изучение немецкого языка в основной школе в объеме 3 часов в неделю. Акцент в нем ста­вится на знакомство с многогранной и разнообразной культурой Германии, а в последующих УМК - и с культурой стран Европы, в которых немецкий язык является государственным. Культура народов России и соответствующие знания учащихся будут привле­каться как важный фоновый фактор в процессе срав­нения культур.

Линия имеет авторский сайтwww.allesklar.su

Яцковская Г.В. Немецкий язык. 5 кл. «Wunderkinder» [Просвещение]

«Вундеркинды» - это новая линия учебно-методических комплектов по немецкому языку как первому иностранному, созданная интернациональным коллективом автором под руководством доктора филологических наук, профессора О. А. Радченко. Автором учебника для 5 класса является Г. В. Яцковская.

УМК для 5класса может продолжить любую из ныне существующих линий для начальной школы.

Линия УМК для 5 – 9 класса ориентирована на современные требования Общеевропейских уровней владения иностранным языков и выводит к концу 9 класса на уровень А2.

Учебник четко структурирован: один разворот – это материал одного урока, учебник рассчитан на 105 часов. Все учебники сюжетные. В темах используется богатый материал по страноведению Германии и России. Книги для учителя содержат детальные сценарии каждого урока.

По учебному предмету «Французский язык» имеется одна предметная линия УМК для изучения французского языка в 5 - 9 классах общеобразовательных учреждений, содержание которых соответствует ФГОС основного общего образования. Информация по данному УМК представлена в таблице 5.

Таблица 5

УМК для изучения французского языка в 5 - 9 классах общеобразовательных учреждений, содержание которых соответствует ФГОС основного общего образования

Учебник

Примечания

Кулигина А.С. Французский язык. 5 кл. [Просвещение] Твой друг – французский язык

Учебно-методический комплект по французскому языку «Твой друг – французский язык» для 5 класса предназначен для обучения учащихся общеобразовательных учреждений, изучающих иностранный язык со 2 класса.

Отличительными особенностями курса являются:

- коммуникативность в обучении всем средствам языка;

- реализация концепции Европейского союза с установкой на всемерное развитие самостоятельности учащегося и их ответственности за результаты обучения;

- многообразие форм работы;

- социокультурная информация о России и Франции представленная в духе диалога двух культур;

- проектная деятельность на основе материалов Интернет;

- страницы самооценки.



[1] Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – С. 16.

[2] Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 6 – 7.

[3] Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 10 – 13.

[4] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 277 – 286.

[5] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. С. – 279 - 280.

[6] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. С. – 281 - 282.

[7] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 281 – 282.

[8] Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 14.

[9] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. С. – 280 - 281.

[10] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. С. – 281 - 282.

[11] Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год. Приложение 1. С. 37 - 42 


Файл:  Загрузить

Возврат к списку