Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Информация
АО ИОО
Официальная символика
Официальная символика

Яндекс.Метрика

Методические письма

Методические рекомендации по преподаванию литературы в 5 классе для общеобразовательных учреждений Архангельской области – «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования

Методические рекомендации по преподаванию литературы в 5 классе для общеобразовательных учреждений Архангельской области – «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования

Артюгина Т.Ю., канд пед. наук, доцент, 
заведующий кафедрой теории и методики предмета 
АО ИППК РО

 

Методические рекомендации по преподаванию литературы в 5 классе 
для общеобразовательных учреждений Архангельской области – 
«пилотных площадок» по введению 
государственного образовательного стандарта основного общего образования

 

Цели изучения предмета «Литература». Общая цель преподавания литературы как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования – одного из базовых документов ФГОС нового поколения. Она состоит  в воспитании «эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором»[1].

Главные цели изучения предмета «Литература» представлены в примерной программе по литературе для 5 – 9 классов общеобразовательной школы[2]Целевые установки отражают основные виды деятельности, на освоение которых направлен школьный курс литературы. К ним относятся, например, чтение, комментирование, анализ, интерпретация художественного текста, понимание и оценка его смысла, создание собственного высказывания и др.

В процессе проектирования собственной рабочей программы учителю важно соотносить цели изучения предмета «Литература», заявленные в новом стандарте основного общего образования, фундаментальном ядре содержания общего образования, соответствующей примерной программе, с целевыми ориентирами изучения предмета, заявленными в авторских программах, включённых в тот или иной учебно-методический комплект по предмету.

Предмет «Литература» в базисном учебном плане. Очевидно, что образовательные учреждения, которые являются «пилотными площадками» по введению ФГОС ООО (основного общего об образования), при разработке учебных планов руководствуются базисным учебным планом, представленным в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения[3]. Согласно первому и второму вариантам базисного учебного плана, общее количество часов, которое отводится для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 5 классе, составляет 105 часов (по 3 часа в неделю)[4].

При этом уменьшение учебных часов на изучение предмета (менее 3-х уроков в неделю) не допускается. Увеличение количества учебных часов находится в компетенции образовательного учреждения и производится при необходимости за счёт части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. В пятом классе максимально допустимая недельная нагрузка составляет 32 часа[5].

Распределение учебных часов по предмету «Литература».Примерная программа по литературе для основного общего образования (5 – 9 классы), рассчитанная на 400 часов, содержит инвариантную (неизменную) часть учебного предмета. В целом, вариативная часть программы для 5 – 9 классов составляет 55 часов (12 % времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане)[6]. Распределение учебных часов по литературе в 5 классе по ФГОС ООО необходимо осуществлять, ориентируясь на нормы, представленные в таблице 1.

Таблица 1

 

Распределение учебных часов по предмету «Литература» в 5 классе

 

Общее количество часов

Из них

уроки по региональному содержанию

уроки по теории литературы

уроки внеклассного чтения

аудиторные

творческие работы

контроль уровня

литературного

образования

105

не менее 5

не менее 4

не менее 5

не менее 4 работ

не менее 2 работ

 

При составлении рабочей программы с учётом норм распределения учебных часов, отражённых в таблице 1, учителю необходимо обратить особое внимание на нижеследующие положения.

1. Количество учебных часов, отведённых на реализацию регионального содержания в 5 классе общеобразовательных учреждений, работающих по ФГОС ООО, уменьшено на 2 часа. В образовательных учреждениях Архангельской области, работающих по ФБУП 2004 года, на изучение регионального компонента по литературе в 5 классе отводится 7 часов. Материалы регионального содержания по литературе в 5 классе по-прежнему могут быть включены в рабочую программу учителя и изучаться школьниками отдельным блоком, а могут быть рассредоточены по всему курсу литературы пятого класса, логически «увязаны» с темами авторских программ, входящих в тот или иной учебно-методический комплект.

При этом уменьшение учебных часов в процессе корректировки рабочей программы учителя по региональному содержанию предмета «Литература» в 5 классе может быть произведено за счёт двух тем:

- малые формы фольклора; пословицы, поговорки, частушки, загадки;

- жизнь и творчество Б.В. Шергина; сказки о Шише, «Рифмы».

Исключение предложенных тем регионального содержания обусловлено, во-первых, достаточно подробным изучением малых форм северного фольклора и произведений Б.В. Шергина в начальной школе при работе по учебно-методическому комплекту «Морянка». Во-вторых, малые формы фольклора широко рассматриваются практически во всех учебно-методических комплектах по литературе для 5 класса, что позволяет включать в непосредственное содержание урока и фольклорные материалы Архангельской области. Творчество Б.В. Шергина дополнительно изучается в региональном аспекте в 6 и 7 классах («Детство в Соломбале», «Миша Ласкин», «Для увеселения»).

При реализации регионального содержания по литературе в 5 класса целесообразно также при изучении творчества С.Г. Писахова обратить особое внимание на изучение сказки «Сахарна редька». Это произведение не изучается обучающимися в начальных классах и не входит в учебно-методический комплект «Морянка».

2. За счёт уменьшения количества учебных часов регионального содержания по литературе в 5 классе необходимо предусмотреть 2 аудиторные работы, связанные с выявлением уровня литературного развития обучающихся (в начале и в конце учебного года соответственно). Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – полноправный раздел примерной программы по литературе[7]. В соответствующем примерном тематическом планировании инвариантной части программы на ступени основного общего образования выделены специальные часы для осуществления этого контроля: их общее количество составляет 40 часов[8].

Исходя из этого, представляется целесообразной организацияаудиторного контроля уровня литературного развития пятиклассников. Формы, виды контроля содержатся в примерной программе по предмету, могут быть выбраны по усмотрению учителя[9] и проведены как в устной, так и в письменной форме.

3. В процессе изучения курса литературы общеобразовательной школы обязательным при проектировании рабочих программ учителя является выделение специальных учебных часов для изучения сведений по теории литературы. Сведения по теории и истории литературы также являются полноправным разделом примерной программы по литературе по ФГОС ООО[10]. В соответствующем примерном тематическом планировании инвариантной части программы на ступени основного общего образования выделены специальные часы для проведения таких уроков: их общее количество для 5 – 9 классов составляет 21 час. Из содержания указанного раздела примерной программы по литературе очевидно, что уроки по теории литературы могут рассматриваться как уроки развития речи обучающихся. Примерные темы уроков по теории литературы указаны в авторских программах, входящих в учебно-методические комплекты по литературе.

4. Количество аудиторных творческих работ по литературе в 5 классе не изменяется и составляет не менее 4 работ. В связи с тем, что формы итоговой аттестации обучающихся по литературе в настоящее время претерпевают значительные изменения, активно развивается государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме, учителю русского языка и литературы рекомендуется внести соответствующие коррективы в формы контроля, увеличив долю сочинений-миниатюр, развернутых ответов на вопрос, ответов ограниченного объема (8-10 предложений) на проблемный вопрос, эссе, рецензий и др. вместо объемных творческих работ на литературном материале. При этом необходимо учитывать, что аудиторная творческая работа может и не предполагать отдельного учебного занятия, предназначенного только для её написания. Она может рассматриваться как вполне закономерная часть урока развития речи или урока любого другого типа в зависимости от совместного целеполагания учителя и обучающихся на учебном занятии.

5. В процессе изучения литературы в пятом классе важно обращать внимание на уроки разных типов, в том числе и уроки внеклассного чтения. Рекомендуемое количество уроков внеклассного чтения в 5 классе для обучающихся по ФГОС ООО составляет не менее 5 учебных часов. Как правило, уроки внеклассного чтения не только расширяют круг чтения обучающихся, но и формируют их читательскую самостоятельность, особым образом способствуют развитию универсальных учебных действий. Произведения, рекомендованные для внеклассного чтения, указаны в авторских программах, входящих в учебно-методические комплекты по литературе. Вместе с тем учитель, ориентируясь на интересы пятиклассников, вправе выбирать и иные произведения для изучения на уроках внеклассного чтения. В этой связи целесообразно обратить внимание на изучение произведений современной детской литературы.

 


[1]
 Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – С. 18.

[2] Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 5 – 6.

[3] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 277 – 286.

[4] Если в уставе образовательного учреждения заявлена иная продолжительность учебного года, то общее количество часов по предмету рассчитывается по количеству учебных недель в соответствии с уставом.

[5] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 281 – 282.

[6] Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 9.

[7] Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 27.

[8] Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 70 – 71.

[9] Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 27, 70 – 71.

[10] Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 25.


Файл:  Загрузить

Возврат к списку