Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Информация
АО ИОО
Официальная символика
Официальная символика

Яндекс.Метрика

Методические письма

Методические рекомендации по преподаванию музыке  в 5 классе для общеобразовательных учреждений  Архангельской области – «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта  основного общего образования

Методические рекомендации по преподаванию музыке в 5 классе для общеобразовательных учреждений Архангельской области – «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования

                  Методические рекомендации
по преподаванию учебного предмета «Музыка»
в 5-х классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в 2012 - 2013 учебном году

Цели общего музыкального образования. Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
  • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
  • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему задач личностного, познавательного, коммуникативного развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьника, обеспечение их интенсивного интеллектуально – творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально – творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного опыта становится основой для успешного усвоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

Организация учебного процесса по музыке. Предмет «Музыка» рекомендуется изучать в 5-х классах в объеме 35 часов (1 час в неделю)[1].

Преподавание предмета в 5-классах, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, ведется по учебникам, содержание которых соответствует требованиям ФГОС ООО. Список данных учебников представлен в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год[2]. Характеристика учебников по музыке, соответствующих требованиям ФГОС ООО представлена в Приложении № 1.

Основными методическими принципами организации и реализации современного урока музыки являются:

  • принцип деятельности, который заключается в том, что ученик в процессе обучения является активным субъектом учебно-познавательной, учебно-практической, творческой деятельности деятельности;
  • принцип увлеченности, согласно которому в основе уроков музыки лежит эмоциональное восприятие музыки, что предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно – образного музицирования;
  • принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, который ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой;
  • принцип тождества, контраста, сходства и различия, который реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка;
  • принцип интонационности, который регулирует процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным;
  • принцип диалога культур, который предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других народностей, на ее основе сопоставление и выявление общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.

Особенности современного урока музыки.

Современный урок музыки интегрирует традиционный подход к преподаванию музыки (когда школьники осваивают музыкальные произведения как уже сложившиеся явления, которые надо пережить, изучить и запомнить) – с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведения, что ставит их в позицию творца. В этом процессе ученик получает возможность прикоснуться к тайнам творчества композитора-исполнителя-слушателя.

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает, что на уроке музыки первый план выходит опыт творческой деятельности, который возможно реализовать через следующие виды деятельности учащихся на уроке:

  • слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; сравнение исполнительских трактовок, выявление связей музыки с другими видами искусства, историей, жизнью;
  • пение: хоровое, ансамблевое и сольное пение: одноголосное и двухголосное исполнение образцов классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения; вокализация основных тем инструментальных произведений, поиски вариантов их исполнительских трактовок;
  • инструментальное музицирование: расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах; инструментальная импровизация, создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений;
  • музыкально-пластическое движение: обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными;
  • драматизация музыкальных произведений: создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения (разыгрывание песен, музыкальные импровизации-инсценировки сказок, драматизация произведений программной музыки).

Особенностью современного урока музыки является возможность организация разных форм музыкально-творческой деятельности школьников. Ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы

Новые подходы к проведению урока музыки ориентируют учителя на использование современных педагогических технологий и нетрадиционных форм проведения урока: ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии, театральные технологии, диспуты, дискуссии, дебаты, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-экскурсии и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей, обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). В данном случае возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

Следует обратить внимание, что наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется ак­тивно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные запо­ведники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино-концертных залов.

Реализация регионального содержания.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации[3]. При этом следует отметить, что объем реализации регионального содержания по ФГОС ООО нормативно-правовыми документами не регламентируется и определяется учебным заведением самостоятельно.

В Приметной программе по музыке не предусмотрен резерв времени для изучения регионального содержания по предмету. В сборнике «Региональный компонент государственного стандарта общего образования»[4] предмет «Музыка» также не представлен. Следовательно, реализация данного содержания по предмету не является обязательной. Учитель может включать региональное содержание на уроке по своему выбору, увязывая его с темами уроков.

Контроль и оценивание по предмету. Изучение музыки в современной школе направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Все виды результатов конкретизируются в образовательной программе образовательного учреждения.

Достижение личностных и метапредметных результатов идет через формирование у учащихся универсальных учебных действий в ходе изучения предмета «Музыка».

Суть контроля по предмету – диагностика успешности музыкального развития школьников. Контроль по музыке должен опираться на дифференциацию и индивидуализацию обучения музыке, учет психологических особенностей развития учащихся данной возрастной группы, особенностей социокультурного окружения ребенка.

Контрольно-оценочная деятельность по музыке в 5 классе может быть различна по форме: устная, письменная, в виде тестового контроля, а также предполагать выполнение школьниками проектов и исследовательских работ по предмету. Критерием контрольно-оценочной деятельности по музыке является определение результативности музыкальной деятельности школьников: степень развития эмоционального восприятия учащимися музыкальных произведений различных стилей и жанров; степень сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства (основные категории и понятия, специфика языка, понимание терминологии); степень развития индивидуально-оценочных суждений о содержании музыкальных сочинений, об их нравственных ценностях, о современности звучания шедевров музыкальной классики; степень развития у школьников музыкальности, творческих способов деятельности, навыков коммуникативной культуры, потребности общения с музыкой.

В данном письме ограничимся рекомендациями по видам и количеству итоговых контрольных работ по предмету.

Вид контроля

Терминологический диктант

Тест

Проектная работа (индивидуальная, парная, коллективная)

Количество

1

2

2

Диагностику рекомендуется проводить не реже, чем один раз в полугодие, не реализуя при этом задачу выявления уровня развития музыкально – практических навыков и умений, связанных с такими видами музицирования, как хоровое пение, импровизация, игра на простейших музыкальных инструментах. Диагностика ориентируется на выявление успешности достижения учащимся предметных планируемых результатов и выявление динамики формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Учителю необходимо предусматривать также домашние задания по музыке, которые должны быть не репродуктивного, а творческого характера и ориентировать школьников на работу с различными источниками информации (создание рисунков; подбор литературного и зрительного рядов к музыкальным произведениям; составление эскизов костюмов персонажей опер, балетов, мюзиклов; оформление афиш программ концертов, коллажей; сочинение стихов, выпуск газет и журналов; драматизация, инсценирование, создание презентаций, попурри и т.д.).

Материально-техническое оснащение кабинета. Специфика урока музыки предъявляет особые требования к подбору специализированного оборудования и оформлению интерьера кабинета. Кабинет музыки должен быть полифункциональным и обеспечивать условия как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества учащихся.

Рекомендации по оснащению кабинета музыки содержатся в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с.).

Подчередниченко Н.А., старший методист кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО

Приложение № 1

Название учебника

Характеристика УМК

«Искусство.Музыка. 5 класс» Т.И. Науменко,

В.В. Алеева

изд . «Дрофа»

Учебники «Искусство. Музыка. 5 класс» являются частью целостной завершенной системы, охватывающей методологический, содержательный и методический уровни и входят в состав системы учебников для основного общего образования «Вертикаль».

Один из главных методов программы – метод междисциплинарных взаимодействий – позволяет включить в рамки междисциплинарного поля значительный круг учебных дисциплин – таких, как литература, изобразительное искусство, история, обществознание, русский язык, естественно-научные предметы. Содержательные аспекты данных курсов, представленные в соответствующих рабочих программах, обнаруживают плодотворное взаимодействие с содержанием курса «Музыка».

Методический аппарат учебников строится с ориентацией на принципы системно-деятельностного подхода. Вопросы и задания к параграфам отличаются разноуровневостью, наличием, с одной стороны, личностной ориентированности, с другой, – направленностью на организацию коллективной групповой работы.

Задания с применением ИКТ вводятся постепенно, начиная с 5 класса.

Учебники «Искусство. Музыка. 5 класс» являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекса, включающего:

  • рабочую программу
  • дневник музыкальных наблюдений (размышлений)
  • нотную хрестоматию
  • методические рекомендации
  • фонохрестоматию

Наличие этих компонентов УМК позволяет распределить учебное содержание, определить методику проведения занятий по музыке, организовать деятельность учащихся на уроке.

« Музыка. 5 класс»

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская изд. «Просвещение»

Этот учебник продолжает серию учебных изданий, выпущенных по предмету "Музыка" для начальной школы. Учебник на основе музыкального, литературного и изобразительного материала раскрывает темы "Музыка и литература" и "Музыка и изобразительное искусство". Учебник написан в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по искусству и программой Г. П. Сергеевой и др. "Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы.

В учебно-методический комплект входят:

  • сборник рабочих программ
  • пособие для учителей
  • творческая тетрадь
  • фонохрестоматия музыкального материала

«Музыка. 5 кл.»

В.О. Усачёва, Л.В. Школяр изд. «Баласс»

Учебник предназначен для учащихся 5-го класса общеобразовательных учреждений. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и является продолжением непрерывного курса по предмету «Музыка» для начальной школы и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». В учебнике реализован основной принцип концепции Д.Б. Кабалевского: преподавание музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью. драматургический приём, использующийся в учебике, — это «уроки», которые проходят в общении ребят с учителем (прообразом которого в учебниках 2-4 классов является автор самой программы и замечательных книг для детей о музыке Д.Б. Кабалевский) и рисованными персонажами: Песней, Танцем и Маршем. Учебник даёт возможность детям «поговорить с учителем- композитором», в монологах и объяснениях которого звучат тексты самого Д.Б. Кабалевского, что неудивительно, так как учебник «Музыка» данной линии написан специально к программе Д.Б. Кабалевского. В учебнике использованы фотографии архива семьи Кабалевских.

В комплект входят:

  • учебник
  • рабочая тетрадь: записная книжка музыканта

«Музыка. 5 кл.»

В.О. Усачёва, Л.В. Школяр изд. «Вентана-Граф»

Научить детей видеть и слышать прекрасное - такова цель, которую поставили перед собой авторы настоящего учебника. Ребята учатся исследовать музыку во взаимосвязи с другими видами искусства и самой жизнью. Художественно-информационное пространство учебника организовано в соответствии с главной идеей учебно-методического комплекта - развития художественного мышления, постигающего музыкальные и жизненные явления в их диалектическом взаимодействии. Учебник развивает
творческие способности подростков, воспитывает в них уважение к традициям своего народа, к отечественной и мировой культуре.

В комплект входят:

  • учебник
  • блокнот «Музыкальное искусство» для учащихся
  • хрестоматия музыкального материала
  • фонохрестоматии
  • методическое пособие для учителя



[1] Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 22.

[2] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» http://mon.gov.ru/dok/akt/9335/

[3] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – С. 5.

[4] Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области / Под ред. О.В. Дитятьевой, Т.А. Спиричевой, Л.И. Уваровой – Архангельск: Изд. АО ИППК РО, 2005. – 96 с. 


Файл:  Загрузить

Возврат к списку