Поиск по сайту
Авторизация
|
Методические письмаМетодические рекомендации по организации образовательного процесса по ФГОС на ступени начального общего образования в 2012-2013 учебном годуПодчередниченко Н.А., старший методист
Методические рекомендации
Нормативно-методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В 2012 - 2013 учебном году в первых и вторых классах общеобразовательных учреждений Архангельской области реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Согласно требованиям ФГОС НОО, современное начальное общее образование направлено на достижение следующих целей:
Нормативным обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются документы, представленные в Приложении 1. Методическое обеспечение ФГОС НОО осуществляется на основе документов, представленных в Приложении 2. Дидактическое обеспечение основной образовательной программы начального общего образования определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год[2]. Информация о характеристике учебно-методических комплектов, реализуемых в настоящее время в начальной школе, размещена на сайтах федеральных издательств, представленных в Приложении 3. Следует учитывать тот факт, что выбор учебно-методического комплекта или отдельных учебников по предметам относится к компетенции образовательного учреждения. Замена того или иного учебника из учебно-методического комплекта возможна, однако процесс обучения по вновь выбранному учебнику должен соответствовать общей концепции учебно-методического комплекта и обеспечивать результаты, соответствующие требованиям ФГОС НОО. Организация образовательного процесса по ФГОС НОО. ФГОС НОО требует смены образовательной парадигмы, подразумевающей переход от информационно-трансляционной школы к деятельностной. Основу ФГОС составляет системно - деятельностный подход, который предполагает реализацию идей развивающего обучения в практике современного образования; признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения на уроке и во внеурочной деятельности. На уроках в начальной школе учителю важно обращать внимание на формирование и развитие умений самостоятельной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности младшего школьника; применять продуктивные методы обучения: проблемно-диалогические, частично - поисковые, поисковые, исследовательские, эвристические. Отметим, что развивающему обучению чужд фронтально-индивидуальный подход. Работу учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий необходимо организовывать через парные, групповые, индивидуальные дифференцированные формы обучения, которые опираются на совместную и / или самостоятельную учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность детей, координируемую учителем. Системно-деятельностный подход предполагает и ориентацию на личностные, метапредметные и предметные результаты образования. В этом случае развитие личности обучающегося происходит на основе усвоения универсальных учебных действий[3]. К основным результатам начального общего образования в контексте ФГОС НОО относятся - формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; - воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; - индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности - мотивациолнно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции[4]. Таким образом, изменение парадигмы образования со «знаниевой» на деятельностную предполагает изменение акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук. В этом случае основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Особенности реализации содержания начального общего образования. I. Учебный предмет «Информатика и ИКТ». Учебный план[5]разрабатывается образовательным учреждением на основе базисного учебного плана начального общего образования, представленного в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения[6]. При этом образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.). В базисном учебном плане начального общего образования к обязательным предметным областям относится и предметная область «Математика и информатика». При этом самостоятельный учебный предмет «Информатика и ИКТ» не выделен. При шестидневной учебной неделе при наличии соответствующих материально-технических и кадровых условий образовательное учреждение имеет право включить этот учебный предмет в учебный план в части, которая формируется участниками образовательного процесса. При пятидневной учебной неделе предмет «Информатика и ИКТ» реализуется через предметы «Математика» (раздел «Работа с информацией») и «Технология» (раздел «Практика работы на компьютере»). Следует отметить, что формирование ИКТ компетентности младшего школьника осуществляется на основе программы формирования ИКТ-компетентности обучающихся[7]. II. Региональное содержание начального общего образования. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации[8]. Реализация регионального содержания призвана обеспечить достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Объем реализации регионального содержания по ФГОС НОО не регламентируется и определяется образовательным учреждением самостоятельно. В 1 классе, чтобы исключить вероятность перегрузки учащихся, целесообразно реализовывать региональное содержание через внеурочную деятельность и не включать данное содержание в учебные предметы математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка. Во 2 классе необходимо реализовывать изучение регионального содержания в соответствии с рекомендациями учебно-методического комплекта «Морянка». В этом учебно-методическом комплекте, на наш взгляд, для младшего школьника региональное содержание представлено исчерпывающе. Отдельные задания и упражнения, совпадающие с темой урока, учитель может включать в содержание урока по своему усмотрению. 2. Курс краеведения «Морянка» реализуется через базовый (опорный) или повышенный уровни содержания. Базовый (опорный) уровень является обязательным и рассчитан на три года обучения по 17 часов в год (1 час в 2 недели) – всего 51 час При пятидневной учебной неделе содержание курса краеведения «Морянка» интегрируется с предметным содержанием дисциплин, определенных базисным учебным планом. В условиях шестидневной учебной недели рекомендуется использование повышенного уровня курса краеведения «Морянка» за счет части, формируемой участниками образовательного процесса. В этом случае дополняется базовое содержание, углубляются требования к результатам освоения курса. 3. Знания и умения обучающихся, изучающих курс краеведения «Морянка», проверяются с использованием диагностик, что дает возможность отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и вносить коррективы в образовательный процесс. Диагностирование проводится в устной или письменной форме на основе готовых диагностических материалов, представленных в методических пособиях и материалах[9]. Выставление отметок обучающимся за степень освоенности регионального содержания в течение всего периода изучения курса краеведения считаем нецелесообразным. Однако в случае интеграции регионального содержания в предметы учебного плана образовательного учреждения, обучающиеся оцениваются в соответствии с действующими нормами. 4. Для обеспечения регионального содержания образования с учетом региональных условий и потребностей дополнительно в образовательном процессе начальной школы можно пользоваться также учебно- методическими пособиями, представленными в Приложении 4. Процедуры контроля и оценивания. 1. Подходы к оценке достижения планируемых результатов в начальной школе определяет специальная программа «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования». Данная программа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Отметим, что среди приоритетных особенностей современной системы оценивания в начальной школе следует особо выделить: - комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов); - уровневый подход к представлению планируемых результатов, инструментария и данных для оценки их достижения, при котором оценку индивидуальных образовательных достижений учащегося предлагается вести «методом сложения», фиксирующим достижение опорного уровня и его превышение; - необходимость оценки динамики образовательных достижений учащихся; - вовлечение обучающихся в оценочную деятельность на единой критериальной основе, направленной на формирование универсальных учебных действий контроля, коррекции, оценки, взаимоконтроля и взаимооценки в рамках учебного сотрудничества, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самоопределения; - использование наряду со стандартизированными письменными и устными работами таких методов оценивания, как проекты, практические работы, творческие работы, наблюдения и др.; - использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений учащегося. Рекомендации по использованию текущей контрольной оценочной деятельности в начальной школе прописаны в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения в п.8.1 «Системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования[10]. Следует обратить внимание на то, что на основании требований СанПиНа технология безотметочного обучения является обязательной в первом классе и должна реализовываться на протяжении всего первого года обучения. Основу системы оценки в 1 классе отражают принципы безотметочного оценивания, сформулированные Г.А. Цукерман[11]. 2. Для проверки предметных результатов в 1-2-ых классах начальной школы предусматриваются входная диагностика, текущий, тематический и итоговый контроль, избираются различные методы и формы его организации. Входная диагностика, текущие и тематические контрольные работы планируются образовательным учреждением в соответствии программой и рекомендациями учебно-методического комплекта. Количество предметных итоговых контрольных работ представлено в нижеследующей таблице. Русский язык
Контрольный диктант должен содержать не более 60 % изученных орфограмм от общего числа слов. Объём диктанта и текста для контрольного списывания
Математика
Отметим, что если предусмотрено выполнение итоговой контрольной работы за год, то итоговая контрольная работа за IV четверть в этом случае не проводится. Следует обратить внимание, что предметные контрольные работы должны включать как задания базового уровня, так и задания повышенного уровня сложности. Выполнение учащимся заданий базового уровня сложности свидетельствует об усвоении опорной системы знаний и о правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона задач, построенных на опорном учебном материале; о способности использовать действия для решения стандартных учебных и учебно – практических задач. Контроль достижений этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач, в которых очевиден способ решения. Выполнение учащимися заданийповышенного уровня сложности свидетельствует об усвоении опорной системы знаний и об умении применять полученные знания в нестандартной ситуации. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью задач, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их. Контроль следует проводить на 2-3 уроках, не более 1 работы в день, в течение недели проводится не более 2-х работ. Проверка читательских умений обучающихся начальной школы проводится 2 раза в год с целью диагностики успешности формирования правильного, осознанного, выразительного чтения школьников. Следует обратить внимание, что в начальной школе проверка скорости чтения важна не сама по себе, а как показатель сформированности навыка чтения, напрямую связанный с умениями учащегося понимать прочитанное, грамотно работать с текстом. Комплексная контрольная работа в начальной школе направлена на оценку достижения метапредметных результатов младшего школьника и дает возможность проследить динамику формирования личностных, регулятивных, познавательных коммуникативных умений, умений работать с информацией. В 1-2 классах контрольная работа не является обязательной и может проводиться в конце учебного года учителем самостоятельно как диагностическая. Комплексные контрольные работы для 1-2-ых классов опубликованы в следующих изданиях. 1. Логинова О.Б., Яковлева С.Г.. Мои достижения. Итоговые комплексные контрольные работы. 1 класс / О.Б. Логинова, С.Г.Яковлева; под ред. О.Б.Логиновой. - М: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). 2. Логинова О.Б., Яковлева С.Г.. Мои достижения. Итоговые комплексные контрольные работы. 2 класс / О.Б. Логинова, С.Г.Яковлева; под ред. О.Б.Логиновой. - М: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). 3. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1 класс. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100») 4. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100») 5. Смирнова О.В., Песняева Н.А.. Комплексная проверочная работа. 1 класс / О.В. Смирнова, Н.А. Песняева. – М: ЗАО «Русское слово-учебник», 2010. 6. Смирнова О.В. Комплексная проверочная работа. 2 класс / О.В. Смирнова. – М: ОООО «Русское слово-учебник», 2010. Приложение 1
Нормативное обеспечение ФГОС 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373». 3. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09 2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373». 5. Методические материалы Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Приложение 2
Методическое сопровождение внедрения и реализации ФГОС
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Текст]: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.; - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2010. — 191 с.; - Примерные программы по учебным предметам. Начальное образование. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]:учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.; - Примерные программы по учебным предметам. Начальное образование В 2 ч. Ч. 2 [Текст]: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 232 с.; - Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.; - Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.; - Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.; Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]: учебное издание / под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.; - Проектные задачи в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.; Приложение 3
Электронные адреса сайтов образовательных систем начальной школы
Приложение 4
[1] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С. Савинов./ - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – с. 82. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768 [2] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» http://mon.gov.ru/dok/akt/9335/ [3] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – С. 6. [4] Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1/ М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – С. 6-7. [5] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373» от 26.11.2010 № 1241 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 04.02.2011г. № 19707) ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09 2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 12.12. 2011 № 22540) ; Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [6] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С.Савинов./-2-еизд.,перераб.–М.:Просвещение,2010.-с.91.http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768 [7] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С. Савинов./ - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – с. 108. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768 [8] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – С. 5. [9] Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык): монография/ Э.И.Николаева, Е.В.Михайленко, И.Ф.Полякова, И.П.Панфилова, Г.В.Михеева; Поморский государственный ун-т им. М.В.Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2006 г. С.128-147; Морянка: учебно-методическое пособие / И.В. Богданова и др.; отв. Ред. И.Ф. Полякова. – Архангельск, 2012. - 107 с. [10] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С. Савинов./ - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – с. 175. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768 [11] «1) отметка как социальный инструмент манипуляции детьми отменяется, а содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое усилие ученика было оценено отдельно, 2) оценка учителя – это, прежде всего средство, выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны получить от учителя однозначные, предельно четкие критерии оценки, 3) самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота». Цукерман Г. А. Оценка без отметки. / Г. А. Цукерман. – М. – Рига: Пед. центр «Эксперимент». – 1999. 133 с.: Файл: Загрузить |